Сценарий праздника гжели в начальной школе. Сценарий праздника "русская ярмарка". Марье синяя роза очень понравилась и она сказала

Татьяна Бандоля
Сценарий мероприятия «Народные промыслы глазами детей» (гжель и хохлома)

Цель занятия :

1. Учить детей демонстрировать продукт своей деятельности (товар для ярмарки, посредством ведения беседы;

2. Развивать умения подбирать эпитеты-прилагательные, описывая изделия (хохломская роза , завитки, лепестки, сеточка, мазки, спиралька);

3. Продолжать совершенствовать технические навыки хохломской и гжельской росписи ;

4. Упражнять детей в названии отличительных особенностей каждой из росписи;

5. Воспитывать уважение к труду народных умельцев , через знакомства с различными видами прикладного искусства;

6. Доставить детям радость от взаимодействия друг с другом, и гостями ярмарки.

Предварительная работа :

1. Роспись силуэтов посуды из тонированной бумаги;

2. Изготовление альбома «Народные промыслы России » ;

3. Выставка рисунков по Хохломе и Гжели ;

4. Рассматривание узоров и их элементов;

5. Заучивание стихов, потешек, загадок, частушек о русском народном промысле ;

6. Заучивание слов в хороводе «По малину в сад пойдем» ;

7. Рассматривание костюмов в стиле Хохлома и Гжель ;

8. Чтение книг о народных умельцах ;

9. Просматривание слайдов о ремеслах;

10. Дидактическая игра «Собери посуду из частей» , «Найди нужное перо для Жар-птицы» ;

Материалы :

1. Выставка детских работ по народно -прикладному искусству;

2. Игрушки и посуда хохломская и гжельская ;

4. Силуэты Жар-птицы;

5. Костюмы : мухи-цокотухи, хохломские безрукавки и гжельские сарафаны ;

6. Карусель;

7. Самовар;

8. Угощение – блины, варенье.

Ход занятия.

Звучит ярморочная музыка, шум, гул, смех. Вбегает мальчик :

Эй, народ честной , здравствуйте! (кланяется)

Всех на праздник – ярмарку приглашаю

Веселья и хорошего настроения желаю

В городе мастеров наш праздник открывается,

Потому что мастера здесь лучшие собираются!

Если вы приглядитесь, то сами убедитесь!

(Играет музыка) Входят дети.

Воспитатель :Ну - ка, дети, проходите,

На убранство поглядите!

Ярмарка у нас большая,

Да красивая какая!

Проходите, посмотрите,

Да про все нам расскажите…

(проходят, останавливаются, оглядываются.)

Звучит музыка, вбегает Муха-цокотуха.

Воспитатель : Муха, муха, Цокотуха,

Позолоченное брюхо

Муха пополю пошла

Муха денежку нашла

Пошла муха на базар

Покупать себе товар

Нынче муха – цокотуха – именинница!

Муха : У меня сегодня именины. Ко мне на праздник прилетели эти чудо – птицы небывалой красоты, только они, только они (плачет) растеряли все свои хвосты. Дорогие дети, помогите, хвостики вы им найдите.

Воспитатель : Не плач муха, наши дети сейчас вмиг тебе помогут (дети подбирают птицам хвосты, прикрепляют на мольберте)

Птицы расписные

Крыльями махали

Крыльями махали

Злато рассыпали

Да с землицы русской,

Травы собирали,

Чаши украшали.

Мастерство с любовью

Нам передавали.

Муха : Спасибо ребята. А ещё, ребята, мне нужна красивая посуда, чтобы встретить гостей, только не знаю где её взять?

Воспитатель : Муха, а давай наши ребята тебе распишут посуду красивой росписью.

Муха : А ребята справятся?

(воспитатель приглашает детей к рабочим столам .) Дети рисуют один элемент в центре рисунка. Закройте глаза и представьте себе узор – розочку, которую вы бы хотели нарисовать. Разомните ладони, пальцы. А помогут нам волшебные слова :

«Кисти, кисти, помогите

Роспись рисовать начните»

Самостоятельная работа детей .

После работы дети выставляют свои работы на подставки.

Муха : Что я вижу! Это диво!

Сколько радости вокруг.

Вся посуда так красива

Аж захватывает дух!

Воспитатель : Ну, Муха, выбирай!

«Мастера и мастерицы

Добры молодцы, девицы,

Уменье свое покажите

Товар свой расхвалите!»

Муха подходит к столу с гжелью :

«Сине- белая посуда,

Расскажи – ка ты, откуда?

Видно издали пришла

И цветами расцвела

Голубыми – синими,

Нежными, красивыми.

Ребенок : В тихом Подмосковье

Речка Гжелочка бежит

Вдоль этой речки

Деревенька стоит

Заросли ивы,

Вдоль речки бегут,

Умельцы в этой деревеньке живут

Расписную посуду они мастерят

Синим по белому чуду творят!

Муха : Я хочу купить эту посуду, но прежде расскажите, как вы расписывали этот чайник? (ребенок описывает свою работу.)

«Поглядите на мой чайник, в середине я нарисовала большую розу, а в серединке розочки сеточкой, сине – голубым цветом, с завитками и листочками, тоже голубыми. Вверху и внизу бордюрчик. В росписи используются только два цвета : белый и синий. Я люблю рисовать гжельскую роспись . Гжельская посуда очень хрупкая, нежная и красивая».

Муха : Красивая ваша посуда, а из чего же её делают?

(ответы детей ) Очень интересно было бы посмотреть, как делают гжель . Просмотр слайда о гжели .

Воспитатель : Поверить трудно, неужели

Всего два цвета? Чудеса!

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса.

Эй, девчонки – хохотушки,

Запевайте-ка частушки,

Запевайте поскорей,

Чтобы было веселей!

Ребенок : Ставьте ушки на макушки

Мы про гжель споем частушки .

1. По полю гуляла я

Три цветочка нашла

Белый, синий, голубой –

Я любуюсь красотой.

2. Мыла гжельскую посуду

Разлетелись брызги всюду,

Брызги вытру – не беда,

Ох, посуда, хороша!

3. Дома краски я нашла,

Синим глазки подвела ,

Щечки подрумянила…

Мама, не ругай меня.

4. Юбку белую надела

Синю ленту заплела

Вот такая стала я

Полюбуйтесь на меня.

5. Голубые облака

Синяя водица

Художницей стану я

Только б научиться!

6. Я в окошечко смотрю,

На березку и на ель

Приглашу с собой Матвея

На экскурсию я в Гжель !

Муха : За соседним столом вижу роспись тоже чудесную, пойду погляжу, а потом уж куплю.

Воспитатель : Славный молодец скажи

Чем товар ваш славится,

Чем от других отличается?

Откуда посуда?

Ребенок : Роспись хохломская ,

Словно колдовская

В сказочную песню

Просится сама

И нигде на свете

Нет таких соцветий

Всех чудес чудесней

Наша хохлома !

Воспитатель : Ребята, вы посмотрели фильм «Как делают Гжель » . А сейчас я вам расскажу откуда к нам пришла Хохлома . Искусство Хохлома – это гордость нашей культуры. Золотые узоры хохломы вобрали в себя всю красоту русской земли. Хохломская роспись радует нас яркими красками и сиянием золота. Своей красотой, хохломские изделия , могут поспорить даже с дорогой посудой из золота и серебра, хотя и сделаны они из очень доступного материала – дерево липы. Много лет назад возник хохломской промысел . Золотой краской расписывали деревянную посуду, покрывали ее льняным маслом, прогревали в печи и масляная пленка превращалась в золотой лак. Отвозили эту посуду в большое село под названием Хохлома на продажу , по названию этого села стали называть посуду хохломской . Ну до чего же красивая и яркая эта Хохлома .

Муха : Ох, я ведь привередница какая, меня одним красивым словом товар купить не заставишь. Вы расскажите мне, чем ваш товар от других отличается?

Ребенок описывает свою работу : «Моя вазочка расписана под хохлому . На черном фоне я нарисовал красивую ягодку – малинку. Я старался украсить свою вазочку желтыми листочками, завитками, чтобы получилось ярко, вверху кайма желтая. Если внимательно посмотреть, то, кажется, золото блестит на черном фоне».

Муха : Ты говоришь, малинку нарисовал. Хороша малинка, я ее тоже очень люблю.

Воспитатель : А ты, муха, становись с нами в хоровод, мы споем тебе про вкусную ягодку – малинку.

Хоровод. «По малинку в сад пойдем»

Муха : Хороший ваш товар.

Ребенок : Посуда наша,

Для щей и каши

Не бьется, не ломается,

И порче не подвергается.

Посуду выбирайте

Да с радостью покупайте!

Муха : Что я вижу? Ложечка точеная, ручка золоченая. Какая красивая!

Ребенок : Расписная ложка,

Лаковая ножка

Красной ягоды глазок ,

Золотистый завиток.

Теперь время настало плясать

Да на ложечках играть.

Игра на ложках.

Муха : Все – то вы знаете, да умеете. Молодцы какие.

Воспитатель : Время бежит все скорее вперед,

В гости к себе игра нас зовет!

Всех приглашаю я поиграть.

А как мы будем играть, я Вам сейчас объясню.

Как начнет музыка играть,

Надо ленточку на ложку намотать,

А как закончит музыка играть,

Значит хватит Вам и ленточку мотать.

Понятно ли такое задание,

Тогда начинаем соревнование.

(Игра с ложками и лентами) .

Воспитатель : Играми да плясками сыт не будешь. Славится русский народ гостеприимством , щедростью, радушием. «Мир вам гости долгожданные, что пришли к нам в добрый час» . Муха, а у меня для тебя тоже есть сюрприз (звучит музыка, выходит ребенок с самоваром, танцует, дети с угощеньем) .

Муха : Чай горячий на столе,

Блины да варенье

Приглашаю вас отведать

Цели: познакомить учащихся с историей развития народных промыслов; обобщить знания о народных мастерах; рассмотреть виды матрешек: загорской, семеновской и полховской; развивать воображение, творчество; воспитывать познавательный интерес к народному искусству, чувство гордости за мастеров нашей страны.

Оборудование : выставка работ учащихся и их родителей (хохломская роспись, городецкая роспись, дымковские игрушки, гжель); записи русских народных мелодий и песен «Калинка», «Русская матрешка», «Веселые матрешки», «По малину в сад пойдем», сбор иллюстрированного материала: разнообразные матрешки, фотографии, репродукции, рисунки, призы и грамоты. В подготовке праздника активно участвуют родители учащихся (изготовление костюмов, подбор иллюстрированного материала, музыкальных сопровождений, оформление класса).

Оформление праздника:

На классной доске: на листе ватмана нарисована матрешка и написан текст «Где труд, там и счастье». Развернута выставка рисунков и поделок учащихся. На столе - матрешки-сувениры, книги о народных промыслах, репродукции,рисунки.

Дети одеты в русские народные костюмы: девочки в сарафанах или юбочках с кофточкой, в платочках и фартучках; на мальчиках - брюки, белые рубашки с нашитой тесьмой.

Костюмы трех матрешек соответствуют особенностям росписи тех народных промыслов, которые они представляют.

Ход праздника

I. Организационный момент.

Звучит народная мелодия. В класс входят родители, дети. Заходят двое учеников, одетых в русские народные костюмы.

II. Рассказы о народных промыслах.

1-й гость. Мы к вам прибыли из старинной русской слободы Дымково, которая расположена недалеко от города Хлыново (так раньше назывался город Вятка) и привезли вам в подарок дымковскую игрушку.

2-й гость.

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвету дымного,

Сырости сырой,

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы!

Она глядит не прянично -

Ликующе и празднично.

В ней молодость-изюминка,

В ней удаль и размах.

Сияйте, охра с суриком,

По всей земле в домах!

И злость, и хмурость льдинкою

Без всякого следа

Пусть под улыбкой Дымкова

Растают навсегда!

В. Фофанов

1-й гость. Дымовская игрушка называется так потому, что родилась она в слободе Дымково. Игрушка была самым ярким украшением ярмарки, где проходило праздничное гулянье с озорным и веселым названием - свистунья.

А почему свистунья? Послушайте, что об этом рассказывает легенда.

Однажды к городу подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети, получили по глиняной свистульке. Подкравшись к вражескому стану, они подняли отчаянный свист. Так, наверно, свистел сказочный Соловей-Разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах, шатались деревья и замертво падали кони. Кочевники решили, что их окружают подоспевшие на выручку дружины, и в страхе бежали.

С тех пор и отмечают горожане свой праздник - свистунью. И ни один праздник не обходится без ярких игрушек.

Каждый из гостей громко читает прибаутку, загадку, читалку, связанную с игрушкой, которую он держит в руке.

Барашек - свисток,

Левый рог - завиток,

Правый рог - завиток,

На груди - цветок.

Л. Дьяконов

Утка-Марфутка

Бережком идет,

Уточек-Марфуточек

Купаться ведет.

Т. Маврина

Бока крутые,

Рога золотые,

Копыта с оборкой,

На спинке Егорка.

Л. Дьякова

Индя-индя-индючок,

Ты похож па сундучок,

Сундучок - не простой -

Красный, белый, золотой!

Л. Дьякова

Звучит народная песня «Калина». Гости из Дымково приглашают детей танцевать.

Учитель. Спасибо, гости дорогие. Порадовали вы нас своими подарками. Ребята, отгадайте загадки и узнаете, кто еще к нам приехал.

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Как две радуги - брови,

Губы - маки, пунцовый наряд,

И румянцем, свежее моркови,

Глянцевитые щеки горят.

В этой молодице прячутся сестрицы,

Каждая сестрица - для маленькой темницы.

(Матрешки)

— Правильно. Это наша матрешка. Русской матрешке свыше 100 лет.

Учащиеся исполняют песню «Русская матрешка» (слова Ю. Жулькова, музыка В. Казелина).

Кто матрешку сделал, я не знаю.

Но известно мне, что сотни лет

Вместе с Ванькой-встанькой, как живая,

Покоряет кукла белый свет.

Где он краски брал, искусный мастер,

В нивах шумных, в сказочном лесу?

Создал образ неуемной страсти,

Истинную русскую красу.

На щеках навел зари румянец,

Неба синь всплеснул в ее глаза

И, пустив в неповторимый танец,

Он, должно быть, весело сказал:

«Ну и ой, гуляй теперь по свету,

Весели себя, честной народ».

И матрешка через всю планету

До сих пор уверенно идет.

Выступает гордо, величаво,

С удалой улыбкой на лице,

И летит за ней по миру слова

О безвестном мастере-творце!

В класс входят три девочки, в руках несут матрешек.

До чего же вы, матрешки, красивые! И откуда вы пришли к нам? Кто подарил вам такие наряды?

1-я гостья (держит в руках загорскую матрешку). Я пришла к вам из Загорска. Сейчас это город Сергиев Посад. Он находится недалеко от Москвы. В России мы, матрешки, появились в конце XIX столетия. В старинной подмосковной усадьбе Абрамцево собирались многие замечательные русские художники. Попала как-то к ним японская деревянная игрушка - кокэси. Это была фигурка японца, а в ней - мал-мала меньше - фигурки всех членов его семьи. Вот тогда художники и решили попросить знаменитого игрушечных дел мастера Василия Звездочкина выточить игрушку, похожую на эту, но только свою, русскую матрешку. Потом матрешку расписал художник Сергей Малютин. Вот так и родилась первая русская матрешка. Игрушка изображала женщину в сарафане, с петухом в руках, а в ней фигурки девочек и мальчик, последним же был спеленатый малыш.

2-я гостья (держит в руках семеновскую матрешку). Нас, семеновских матрешек, расписывают иначе. Нас можно узнать по большому яркому букету цветов, который занимает почти весь фартук. У нас разноцветные платки, и край платка украшен цепочкой небольших бутонов.

А какие только истории с нами не приключались! Расскажу вам одну из них. Долго бродил по лесу семеновский мастер Евгений Безруков. Он искал дерево, из которого мог бы вырезать матрешку высотой один метр. Нашел, вырезал и потом принес готовую игрушку па фабрику сувениров. Начали открывать матрешку, а в ней - целых 70 матрешек! И каждая - в неповторимом наряде! На память сфотографировали всю необычную семейку. Посмотрите.

(Дети рассматривают цветную репродукцию)

Знаете, ребята, время накладывает отпечаток на сюжеты семеновской матрешки. Оказалось, что ей к лицу убор хоккеиста и моряка, тракториста и космонавта. В Монреале, на Всемирной выставке, была одна совсем необычная «матрешка». Художник Роман Пчелкин украсил цветами корпус ракеты. Она открывалась, и внутри оказывался космонавт, а в нем - еще два! Целый экипаж! (Показывает репродукцию) Вот такие истории приключались с матрешкой.

3-я гостья (держит в руках полховскую матрешку).

Я - Полхов-Майданская матрешка. Появилась я на свет не случайно и сравнительно недавно - в 20-х годах прошлого века. Есть такое село в нашей Нижегородской области - Полхов-Майдан. Село большое, около 700 дворов, и чуть ли не в каждом доме точат и красят «тарарушки» - так называют мастера свои поделки. Занималось этим делом не одно поколение сельчан.

Урожаи в здешних краях были скудные, народ жил голодно. Спасал мужика только лес да умелые руки: мастерили чашки, корыта, черпаки, лоханки, бочки - деревянную утварь. Но красить свои изделия начали позже. Прослышали люди, да и сами на ярмарках увидели, что деревянную посуду можно украсить рисунком. Вот стали рисовать так, как нигде не рисовали, по-своему. Краски брали анилиновые, те, которыми красят ткани, выбирали из них самые яркие и чистые тона. Вот и мы, матрешки, отличаемся от своих старших сестренок. (Показывает образцы полховских матрешек).

Голова у игрушки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придает матрешке задорный, удалой вид. Еще обратите внимание на роспись. Платок на матрешке ярко-красный, юбка - фиолетовая. На голове, по центру платка, голубой трилистник с желтой сердцевиной, а прямо из-под него - жгучие, кольцами, кудри. Лицо у матрешки слегка скуластое, с нежным румянцем. Глаза чуть сощурены и хитро так посматривают. Самое яркое пятно - ее фартук. Расцвел на нем чудо-букет. На зеленой изгибистой ветке - разноцветные цветы, бутоны, ягоды. Полюбуйтесь на меня!

Гости-матрешки (хором).

Мы - веселые сестрицы!

Мы - матрешки-озорницы!

Раз, два, три, четыре, пять -

Любим в прятки поиграть!

Гости-матрешки и остальные учащиеся весело танцуют. Звучит песня «Веселые матрешки» (сл. В. Некрасовой, муз. Ю. Слонова).

Мы - веселые матрешки,

Ладушки, ладушки

На ногах у нас сапожки.

Ладошки, ладушки!

В сарафанах наших пестрых,

Ладушки, ладушки,

Мы похожи, словно сестры,

Ладушки, ладушки!

Завязали мы платочки,

Ладушки, ладушки,

Раскраснелись наши щечки,

Ладушки, ладушки!

Ребята, а вы знаете стихи о русской матрешке?

Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворения.

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут,

Всех «матрешками» зовут.

Кукла первая толста,

А внутри она пуста.

Разнимается она

На две половинки,

В ней живет еще одна

Кукла в серединке.

Эту куколку открой -

Будет третья со второй.

Половинку отвинти,

Плотную, притертую,

И сумеешь ты найти

Куколку четвертую.

Вынь ее да посмотри:

Кто в пей прячется внутри?

Прячется в ней пятая

Куколка пустая -

В ней живет шестая,

А в шестой - седьмая,

А в седьмой - восьмая.

Эта кукла меньше всех,

Чуть побольше, чем орех.

Вот поставленные в ряд

Сестры-куколки стоят.

«Сколько вас?» - у них мы спросим,

И ответят куклы: «Восемь!»

Учитель . Спасибо, вам матрешки, за рассказ! А теперь слово вам, мастера Гжели!

В класс входят двое учеников, держат в руках изделия из Гжели, читают стихотворение И. Кадухиной.

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь.

Известно всем в народе ее название - Гжель.

Гордятся в Гжели жители небесной синевой,

Не встретите на свете вы красоты такой.

Голубизну небесную, что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашку легко перенесла.

У каждого художника есть свой узор любимый,

И в каждом отражается сторонушка родимая.

Ее трава шелковая, ее цветы весенние -

И мастерство волшебное достойно восхищения.

Из этих чашек с розами ты выпей чудный чай.

Гостей на праздник радостный сердечнее встречай.

Мастера Гжели исполняют песню «По малину в сад пойдем» (сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко).

Спасибо вам за подарки! А теперь наступает черед новых гостей.

В класс входят двое учеников с городецкими игрушками, читают стихотворение И. Кадухиной.

Привезли вам поклон и подарки свои

Со сторонки родной, где живут журавли.

С мест, что Волгой омыты, где рассвет золотой,

Где умыты ракиты голубою водой.

Городецкая роспись - как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Посмотрите на роспись - сочность красок манит.

Городецкая роспись душу нам веселит.

Спасибо, гости дорогие, за ваш рассказ! А сейчас послушайте легенду и отгадайте, о каком народном промысле она рассказывает.

Когда-то давным-давно от царской немилости сбежал в керженские леса за Волгу мастеровой человек. Срубил себе избу, смастерил лавки, стол, полки, дело дошло и до посуды. Из дерева же вырезал он себе чашки, плошки, ложки. Прилетали к нему птицы, он стал их кормить пшеном. Однажды среди прочих птиц прилетела к нему жар-птица. Он и ее накормил пшеном. Когда жар-птица улетала, в благодарность за доброту взмахнула она крылом, коснулась его посуды - и она стала золотой.

Учащиеся. Хохломская роспись.

К нам приехали хохломские мастера.

В класс входят двое учащихся, в руках держат посуду, украшенную хохломской росписью.

1-й гость. Никто жар-птицу не видел, поэтому каждый хохломской мастер рисует ее по-своему. Кроме птиц нарисованных, вырезают и посуду в виде птиц: чаши, ковши, братании. И, кроме птиц, очень любят хохломские мастера рисовать различные сказочные, фантастические цветы, ягоды: землянику, смородину, рябину, калину.

2-й гость.

Простые по форме, а радуют взор.

Богат и наряден чудесный узор.

По золоту фона затейливой змейкой

Орнамент здесь вьется, попробуй сумей-ка.

А где-то Кудрины по черному полю

Мерцают, как звезды, в небесном раздолье.

Еще характерен для всей Хохломы

Чудесный рисунок волшебной травы.

А вот посмотрите, знакомый сюжет.

Узнали вы сказку? Узнали иль нет?

Вам мамы ее рассказали когда-то.

Сейчас эту сказку напомнят ребята.

И. Кадухина

Учитель. Спасибо, гости дорогие, за ваш рассказ и подарки!

III. Итог занятия.

Учитель. Закончили мы свой рассказ о народных промыслах. Смотрю на ваши подарки - налюбоваться не могу. Трудно выбрать, какие изделия лучше. Да я и выбирать не буду - все ремесла хороши!

Народная мудрость говорит: «Где труд, там и счастье». Мы тоже трудились и сейчас покажем, что изготовили ребята в нашей мастерской.

Родители и дети рассматривают поделки на выставке. Жюри выбирает лучшие поделки, награждает призами взрослых и детей. В заключение праздника дети и родители поют частушки на слова И. Кадухиной.

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

Золотая Хохлома,

Ею не налюбуются:

И в Париже, и в Нью-Йорке

Хохлома красуется.

В Гжели делают посуду -

Сколько радости для глаз!

Подрастают мастерицы,

Может быть, и среди нас.

Я куплю себе свистульку,

Буду трели выводить,

Мастеров из славной Дымки

Никогда нам не забыть.

Любовались гости чудом,

Громко восхищалися -

Городецкой красотой

Сраженные осталися.

Наша русская матрешка

Не стареет сотню лет.

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.

Ты играй, моя гармошка,

Ты, подруга, подпевай,

Сценарий выступления 5-г « Гжельская ярмарка»

на школном фольклорном фестивале.

Декабрь 2005 г.

(Сценарий составлен классным руководителем Кашкиной Е.В.)
1.Сценка « Фома да Ерёма»

Фома: Здравствуй,брат Ерема.

Ерема: Здорово,брат Фома.

Ф. – Куда путь держишь?

Ер. – На ярмарку иду.

Ф. – На работу так позади последних, а как на ярмарку – наперед первых.

А кто же тебе про ярмарку сказал?

Ер. – Кума сказала.

Ф. – А кума откуда знает?

Ер. – Кума все знает, что на свете делается. Другой раз дело еще не сделается, а кума куме уже

о том на ухо шепчет. А нашепчутся две кумы, весь мир узнает. А ты бывал ли, брат Фома,

на ярмарке?

Ф. – Бывал.

Ер. – Велика?

Ф. – Не мерял.

Ер.- Сильна?

Ф.- Не боролся.

Ер. – А кого на ярмарке видел?

Ф. – Видел, как на цепи водили безрогую, безхвостую корову. Глаза у неё узенькие, а лоб

широкий.


Ер.- Это ведь медведь был.

Ф. - Какой там медведь? Я прежде медведя знавал, он не такой. Медведь серый, хвост

длинный, рот большой.

Ер. – Так это же волк.

Ф. – Все ты, брат Ерёма, говоришь не в толк, Я прежде волка знал. Волк маленький, глазки

косые, ушки длинненькие. С горки на горку подпрыгивает, от собак убегает.

Ер. – Это заяц.

Ф. – Какой там заяц. Я прежде зайца видал. Заяц беленький, хвостик черненький, с елки на елку перелетывает да почирикивает.

Ф. – Да это ведь горностай. И байки, брат Фома, сказывать перестань.Давай-ка, лучше вместе на ярмарку пойдем. Вон и купец с товаром едет,
(под мелодию песни « Ехал на ярмарку ухарь купец» выходят дети с изделиями Гжели»

Ехал на ярмарку ухарь-купец,

Ухарь-купец, удалой молодец.

Гжельский товар он на ярмарку вёз

Чашек, кувшинов имел целый воз.

Собрал он девок-красавиц в кружок,

Выхватил с звонкой казной кошелек.

Купец (поет) Девушки, славьте мой чудный товар.

Все серебро я отдал бы вам в дар.

Радуются девки, чашки берут,

Шутят и пляшут, и песни поют.

Ухарь-купец подпевает, свистит.

Оземь ногой молодецки стучит


-Собирайся народ, мастер торговать идет!
-Солнце яркое разгорается, наша ярмарка начинается!
А если вы не побываете на нашей ярмарке, то никогда не узнаете что…
-… слово «Гжель» - производное от « жегель» .то есть « жечь глину»

-« Гжель « -это особое направление в искусстве керамики и фарфора

-« Гжель» -это городок в восточном Подмосковье, где трудились и трудятся замечательные русские умельцы - ГОНЧАРЫ!
Вы не узнаете что…

… Гжель как поселение впервые упоминается в 1328 году в грамоте московского князя Ивана Калиты.

… что слава крупного гончарного района пришла к Гжели в 18 веке, когда её мастера освоили производство майолики- керамических изделий покрытых глазурью и красками.
И вы не узнаете, что….

… у истоков производства фарфора стоял гжельский крестьянин Куликов


Мешали ту замесь упруго.

В избушке трудясь до утра,

Умельцы гончарного круга

И глиняных дел мастера.

Не зная расчетов науки,

Храня вековую мечту,

Из глины мужицкие руки

Умели лепить красоту.


… И вы не увидите сам процесс производства, когда в руках мастера из безформенного куска глины рождается сказка.
Песня на мотив песни композитора Крылатова « Крылатые качели»

Месят глину неустанно,

Прибавляя к ней песок.

Эта глина, как сметана

И как солнечный желток.

Ветерком её обдуют,

Зелье дивное вольют,

А еще над ней колдуют,

А ещё над ней поют.

Глина мягкая, как тесто,

Можно шанежки лепить.

Безусловно глине местной

Русской сказкою прослыть.

Чашкой стать с цветком чудесным,

Или синеньким коньком,

И матрешкою бедовой,

И задирой петушком,

Стать красоткой-водоноской,

В синей кофточке идти.

С поперечною полоской

На возвышенной груди.

Чтобы с двух сторон повисли

Ведра в утреннем луче.

На ажурном коромысле

И на девичьем плече.

А мотив росписи наших изделий подсказала природа Подмосковья с её обилием синих и голубых цветов.

(танец исполняет Гущина Наталия)
Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых.

Кувшины и кружки –быль или небыль?

Изделия рук золотых.


Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота,тепло и терпенье

Русская звонкая Гжель!


Ерёма: Хорош ваш товар, купцы- молодцы!

Фома: А дорого ли продаете, девицы красавицы?

Купец: Цена красна и не простая.

Не купить товар, фольклора не зная!

Любим загадки. Продадим за отгадки! (Загадки)

1) Был я на копане, 2. Огня не страшусь, 3. От базара убежал,

Был я на топане, Воды не боюсь. Да в огонь попал.

Был я на пожаре, (Горшок) (Горшок)

Был на базаре,

Молод был –

Сколько душ кормил, 4.Четыре ноги, два уха 5.В брюхе - баня,

Сколько лет терпел, Один нос да брюхо. В носу - решето,

Ничего сам не ел, На голове – пупок,

А как пал, (Самовар) Всего одна рука

Так и пропал, И та на спине

А кости мои (Чайник)

И собаки не едят.

Чтобы чашечку купить, нужно быстро повторить (скроговорка)

1) Бык тупогуб, 2) От топота копыт пыль по полю летит.

Тупогубенький бычок, 3) -Вы слыхали про покупку?

Про какую про покупку?

У быка бела губа была тупа. – Про покупку, про покупку,про покупочку мою!
Купец - Ну, а оптом весь товар я вам дешево отдам,

Если ушки на макушке и послушаешь частушки.

ГЖЕЛЬСКИЕ ЧАСТУШКИ

Мастерицы мы из Гжели

Рисовать нам нравится

И любая наша вещь,

Как девица-красавица

Раз мазок и два мазок,

Вышел синенький цветок. .

Расцвели на чашках розы.

Не страшны цветам морозы

Пейте чай из гжельских чашек

Кушайте варенье.

Вашему желудку вкусно.

Глазам наслажденье!

Приезжайте в Гжель туристы

Заходите в магазин

В нем всегда приобретете

Лучший в мире сувенир!

Гжелью славится Россия.

Попадаешь словно в рай

Посмотреть на это чудо

Призжайте в гжельский край!

(В сценарии использованы материалы книги « Загадки, скороговорки, прибаутки» , учебника по краеведению «Подмосковье. На восток от Москвы».

Марина Анненко
Сценарий развлечения «Гжельские узоры»

Сценарий развлечения «Гжельские узоры »

Под мелодию песни «Осенняя» (слова Т. Артюховой)

1. Что случилось? Бело вокруг,

Лишь голубые цветы встали в круг.

Синий цвет и белизна…

Это Гжель к нам пришла (2 раза)

2. Белое поле, цветок голубой,

Как хорошо мне рядом с тобой.

Синяя речка березка бела….

Ой, до чего же ты, Русь, хороша! (2 раза)

3. Белая глина, белый фарфор.

Синяя краска, синий узор .

Это ты, Гжель родная моя ,

Спасибо, что к нам ты пришла(2 раза)

1-й воспитатель. Всего в 30минутах езды от нашего детского сада есть место, известное всему миру под названием Гжель ! Чем же она прославилась?

1-й ребенок. В Гжель из белой глины делают посуду.

2-й ребенок. И расписывают ее синей и голубой краской.

3-й ребенок. Больше такую посуду не делают нигде в мире.

2-й воспитатель. Работают в Гжели на славу , но и веселиться умеют.

В цент полукруга выходят двое детей.

1-й ребенок.

Беспокойные сапожки

Сами слышат, где гармошка,

Сами танцем идут,

Мои сапожки несут.

2-й ребенок.

Не стоится нам на месте,

Не дадите ли присесть мне?

Из-за вас, из-за вас

Я всегда пускаюсь в пляс

Оба вместе

Просим всех скорее встать,

Будем польку танцевать,

Вот и музыка играет,

Нас на танец приглашает.

(Исполняют польку на выбор)

Все дети танцуют,потом садятся по обе стороны зала.

1-й воспитатель. Делают в Гжели не только посуду ,но и фигурки людей и животных (показывает детям и родителям)

2-воспитатель. А однажды у мастера получилась вот такая матрешкав.

Исполняется сценка «Капризуля» Потом дети читают стихи о Гжели (автор В. К. Лобанва)

В тихом Подмосковье,

Речка Гжелка бежит .

Вдоль этой речушки

Деревенька стоит.

Разные оконца

На крыше конек,

Из чистого колодца

Водицы глоток.

Заросли ивы вдоль речке бегут.

Умельцы в той деревеньки живут

Расписную посуду они мастерят

Синим по белому чудо творят

Белый комочек глины

Мастер держит в руках,

Что- то родное почудилось

В появившихся вдруг чертах

Вот хозяюшка вышла

Корм курам раздать

Вот дочка к маме прижалась-

Синее на белом.

Тонкий контур цветом

Видим мы на узорах

Наших веселых лугов.

Бело-синее чудо,

Соловьиная трель

Всем ты в душу запала,

Наша русская Гжель !

1-й воспитатель

Люблю березку русскую

То светлую,то грутную.

В белом сарафанчике

С платочками в карманчике

Дети водят хоровод под русскую народную песню «Во поле березонька стояла»

2-й воспитатель

Ставьте ушки на макушки,

Мы про Гжель спое частушки

Дети исполняют частушки (слова Л. А. Ляпиной)

По полю гуляла я

Три цветка нашла.

Белый,синий,голубой…

Я любуюсь красотой.

Дома краски я нашла,

Синим глазки подвела,

Щечки порумянила…

Мама,не ругай меня!

Юбку белую надела,

Синию ленту заплела.

Вот такая стала я,

Полюбуйтесь на меня!

На окошке два цветка,

Синенький и беленький

Когда, мама, подрасту,

Подарю их миленькой!

Я в окошко посмотрю

На березку и ель.

Приглашу с собой Кирилла

На экскурсию в Гжель !

Голубые облака,

Синяя водица

Капитаном стану я,

Будешь мной гордиться!

Мыла гжельскую посуду ,

Разделились брызги всюду.

Брызги вытру- не беда!

Ох, посуда хороша!

Мы пропели вам частушки.

Хорошо ли? Плохо ли?

А теперь попросим вас,

чтобы вы похлопали.

1-й воспитатель.

Вдоль по реченьке лебедушка плывет,

Выше бережка головушку несет

Она крылышком помахивает,

Нас цветы водичку стряхивает.

Девочки исполняют танец «Гжельские узоры » под русскую народную песню «Светит месяц, светит ясный»

1-й воспитатель.

Закончим праздник дружной песней!

Ее все вместе мы споем

2-й воспитатель.

Нет на Земле страны чудесней,

Чем та, в которой мы живем!

Дети становятся полукругом и исполняют песню о родном крае, уходят.

Публикации по теме:

Цель: всестороннее развитие детей на свежем воздухе. Задачи: Провести работу по ознакомлению с окружающим миром. Как провести время прогулки.

Просмотрев публикацию Ирины Сафаровой «Дидактическая игра «Укрась посуду». Городецкая роспись», решила показать и свою игру, сделанную по.

Игры и забавы с песком «Узоры на мокром песке» Цель: Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование.

На мой взгляд, гжельская роспись - самая красивая. На белоснежном фоне её росписи расположились диковинные цветы, листья и травинки синего.

Осень золотую мы встречали, детский сад "Росинку" украшали. Листопад мы наблюдали за окошком и в саду, радоваться не уставали, настроение.

Конспект занятия по рисованию «Морозные узоры» Тема: «Морозные узоры» Цель: обучение детей рисованию узоров на окне. Задачи: Учить рисовать в определенной последовательности; Вызвать.

Воспитатели МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №108" г. Сыктывкар, Республика Коми

Цель: формирование и развитие нравственного, духовного и творческого потенциала ребенка, на основе культуры и творчества русского народа.

Задачи:

  • Познакомить детей с русским декоративным искусством «Гжель» ;
  • Обогащать впечатления детей произведениями современных поэтов и композиторов (по данной тематике) , русской лирической музыкой;
  • Создавать условия для развития здоровых чувств, нравственности и творчества на примере культуры русского народа.

Под русскую народную мелодию дети входят в музыкальный зал и становятся полукругом (дети одеты в фартуки и платочки, расписанные гжельским узором)

Ведущая: Здравствуйте! Сегодня я Вас, приглашаю в сине – голубую сказку. (Дети стоят полукругом) .

В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей стоит городок Гжель. Давным-давно жили-были там смелые и умелые, веселые и красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как им свое мастерство показать, всех людей порадовать, да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в родной сторонушке глину чудесную, белую-белую, решили лепить из нее посуду разную. Да такую какой свет не видывал. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

Ребенок:

В тихом Подмосковье
Речка Гжелка бежит.
Вдоль этой речушки
Деревенька стоит.

Резные оконца,
На крыше конек,
Из чистого колодца
Водицы глоток.

Заросли ивы вдоль речки бегут,
Умельцы в той деревеньке живут:
Расписную посуду они мастерят,
Синим по белому чудо творят.

Выходят мастера и показывают гжельские изделия. Дети держат в руках белые плоскостные изделия, делая вид, что расписывают их.

На экране показываются слайды: изделия гжельских мастеров.

Ведущая: А кто мне скажет, откуда произошло название деревни? (В названии этой деревушки слышится слово «жечь» )

Да, правильно! Жители деревушки с радостью называют себя Гжельцами и говорят, что нигде нет такого синего неба, как у них над крышами домиков, таких чудесных цветов и такой голубой речки. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь и в туман светилась посуда небесным цветом и напоминала о ласковом лете.

Почему же гжель так полюбилась людям? (потому, что сделана она народом с любовью и в первую очередь за её необыкновенный цвет)

Посуда у мастеров выходит белоснежная, а узор на ней одной единственной синей краской. Но узор этот настолько удивительный, что хочется смотреть на него снова и снова.

Ведущая: У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая. Её трава шелковая, её цветы весенние и мастерство волшебное достойное восхищения.

Дети читают стихи и показывают посуду.

Чудо с синими цветками,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.

На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из-под белого снежочка,
Растут синие цветочки.

Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели?
Поверить трудно: неужели,
Всего два цвета? Чудеса!

Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Какие розы и пионы
На чашках пишут мастера.

И сине-белые бутоны,
Прекрасны нынче, как вчера!

Л. Куликова.

Сине - белая посуда,
Расскажи – ка, ты откуда?
Видно издали пришла
И цветами расцвела:

Голубыми, синими,
Нежными, красивыми…
Так, что глаз не оторвать,
Ах, какая благодать.

С. Вахрушев.

Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы
Животные и птицы
Невиданной красы.

Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь.
Известно всем в народе
Ее название … (Гжель)

Сине-голубые
Розы, листья, птицы,
Увидев нас впервые,
Каждый удивится.

Чудо на фарфоре
Синяя капель.
Это называется
Просто роспись гжель.

П. Синявский

Чашки, чайники и вазы,
отличите их вы сразу.
Белый фон, снегов белей,
Синий, небушка синей.

Кружевное это чудо
Приехало к нам откуда?

(дети – из Гжели)

Музыка пение птиц.

Ведущая: Посмотрите, ребята, к нам в детский сад птичка – синичка принесла письмо. Давайте мы откроем и посмотрим, что же там внутри. (внутри письма вопросы от гжельских мастеров) (Проверка знаний детей) .

Из чего гжельские мастера делают свои изделия? (Из глины)

Какие изделия делают мастера из глины? (Посуду, цветы, цветы разные колокольчики маки, тюльпаны, ромашки., но самое любимое чайная роза, шкатулки, игрушки, подсвечники изображая в рисунках природу, животных, птиц, города, сценки из жизни людей (гуляние, посиделки, хороводы, чаепитие) и даже целые города.

Каким узором украшают свои изделия умельцы? Волнистые линии, точки, спираль, решетки, полоски, сеточки, капельки, розы, бутоны, цветочки.

Делают «Растяжение цвета» от темно-синего до бледно-голубого. Делают мазки синей краской, а затем сухой чистой кистью убирают лишнюю краску.

Дети поют частушки.
По полю гуляла я
Три цветка я там нашла.
Белый, синий, голубой…

Я любуюсь красотой.
Дома краски я нашла,
Синим глазки подвела,
Щечки подрумянила…

Мама не ругай меня
Юбку белую надела
Синюю ленту заплела
Вот какая стала я,

Полюбуйтесь на меня.
На окошке два цветка,
Синенький и беленький.
Когда, мама, подрасту,

Подарю их миленькой.
Посмотрите на меня
Платье с гжелью у меня
Сине-белые цветы чудо

сказочной красы
Я в окошечко смотрю
На березку и на ель.
Приглашу с собой Кирилла

На экскурсию в Гжель
Мыла гжельскую посуду,
Разлетелись брызги всюду.
Брызги вытру, не беда!

Ох, посуда хороша!
Мы пропели вам частушки
Хорошо ли? Плохо ли?
А теперь мы вас попросим

Чтобы вы похлопали.
Ведущая читает стихотворение
Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой.

Не встретите на свете вы
Красоты такой!

Жители деревеньки Гжель очень любили водить хороводные игры.

Игра «Матушка Гжель»

Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбирается ведущий - матушка Гжель, она стоит в центре круга, в руках синяя ленточка. С началом музыки, она идет внутри круга, дети идут хороводом в другую сторону и поют:

Матушка Гжель по полю гуляла,

Ленточку синюю потеряла,

Кто ленту найдет, тот талант обретёт!

С окончанием пения, хоровод останавливается, а матушка Гжель взмахивает голубой лентой перед остановившейся парой, как бы разбивая её. Затем бросает ленту на пол. Дети бегут в разные стороны за кругом. Кто первый прибежит, становится ведущим, а другие становятся в общий круг. Игра повторяется вновь.

После игры предлагают детям сесть на места.

Ведущая. Какие вы у меня молодцы, ребята. Как много уже знаете. Каким же узором украшают мастера серединку своих изделий? (гжельской розой) . А в жизни разве роза бывает синей? (ответы) . Наверное, эта роза сказочная.

Драматизация сказки «Гжельская роза» .

Жили-были в царском городке Гжель недалеко от Москвы мастера Иван да Марья. Ладно, да мирно они жили. Душа в душу. Иван посуду делал и на царскую службу в Москву ходил, а Марья в избе ждала, да посуду расписывала. Вот как-то Царь Московский говорит:

Отправляйся Иван за моря, за океаны с дарами для царя заморского, чтобы ему поведать какие мастера живут на Руси. Покажи всем платки Посадские, игрушки Дымковские, и посуду Хохломскую и Гжельскую.

Оправился Иван за моря и океаны к царю заморскому. Подплывает к острову, а там город дивный, с дворцами высокими, теремами расписными и садами красивыми. И правит там царь заморский.

Говорит Иван:

Я прислал тебе поклон от царя Московского и подарки от мастеров русских.

Удивился царь заморский и говорит:

Хороши ваши мастера – русские умельцы, никогда такой красоты не видал. Спасибо тебе Иван, хочу тебя за это дорогими подарками отблагодарить.

А Иван в ответ:

Дорогих даров мне не надо, но видел я у тебя в саду цветок небывалой красоты.

В саду твоем растет много цветов, но среди них в саду есть особенный цветок необычной красоты. Разреши мне его взять с собой, порадовать жену Марью.

Царь говорит своему садовнику:

Выбери самую красивую розу и вручи её Ивану.

Взял Иван розу поблагодарил царя заморского и отправился обратно в путь, он долго путешествовал и вернулся домой. Так и оказалась роза вместе с Иваном на Руси. А у нас на Руси сильные морозы. Роза от мороза не завяла, а просто посинела.

Когда Иван вернулся домой, подарил розу заморскую Марье.

Марье синяя роза очень понравилась и она сказала:

Какая красота, нарисую синюю розу на своей гжельской посуде.

И с тех пор, когда мастера расписывают посуду, главный узор – синяя чайная роза, которая так и называется гжельская.

Звучит русская лирическая мелодия.

Ведущая: Разлилася Гжель, над Землей плывет,
Наша чудо Гжель - лазури хоровод!
Эти синие цветы мы в узоры заплели,
Выходи, честной народ, танцуй Гжельский хоровод!

«Лазури хоровод» , музыка и слова М. Кузьмичевой

После исполнения дети продолжают стоять в кругу.

Ведущая: Вот и закончилось наше путешествие к мастерам гжели!

А в память о нашем празднике мы подарим вам тарелочки с гжельской росписью, чтобы вы надолго запомнили удивительных мастеров Гжели.

Звучит лирическая музыка, раздаются детям тарелочки.

Статьи по теме