Шпаргалка как придумать новую идею. Как придумать по-настоящему яркую и прибыльную бизнес-идею? А как вы записывались, в цифре или в аналоге

ФОТО Getty Images

Давайте сразу проверим, насколько творчески вы мыслите.

Не задумываясь и быстро назовите поэта, часть тела и фрукт. Только после читайте дальше.

Большинство россиян вспомнят Пушкина или Есенина, нос или губы, яблоко или апельсин. Это происходит из-за общего культурного кода. Если вы не упомянули ни один из ответов, поздравляю: вы творческий человек. Если ответы совпали, отчаиваться не стоит – творческие способности можно развить.

Ловушки творчества

Чтобы сделать открытие, нужно много учиться: разбираться в предмете и не изобретать велосипед. Парадокс в том, что именно знания мешают совершать открытия.

Образование основано на штампах «как надо» и на списке запретов «как нельзя». Эти оковы мешают творить. Придумать новое – взглянуть на известный предмет под необычным углом, без запретов и ограничений.

Однажды студент Калифорнийского университета Джордж Данциг опоздал на лекцию. На доске было уравнение. Джордж решил, что это домашнее задание. Он ломал над ним голову несколько дней и очень волновался, что сдал решение с опозданием.

Через пару дней в дверь Джорджа постучал взволнованный профессор университета. Оказалось, Джордж случайно доказал теоремы, над решением которых бились десятки математиков, начиная с Эйнштейна.

Преподаватель записал теоремы на доске как пример нерешаемых задач. Другие студенты были уверены, что ответа нет, и даже не пытались его найти.

Альберт Эйнштейн говорил: «Все знают, что это невозможно. Но вот приходит невежда, которому это неизвестно, – он-то и делает открытие».

«Все знают, что это невозможно. Но вот приходит невежда, которому это неизвестно, – он-то и делает открытие»

В 1951 году психолог Соломон Аш попросил студентов Гарварда «проверить зрение». Группе из семи человек он демонстрировал карточки, а потом задавал по ним вопросы. Правильные ответы были очевидны.

Из семи человек только один был участником эксперимента. Шесть других работали «подсадными утками». Они специально выбирали неправильные ответы.

Настоящий участник всегда отвечал последним. Он был уверен, что остальные ошибаются. Но когда очередь доходила до него, он подчинялся мнению большинства и отвечал неправильно.

Мы выбираем готовые ответы не потому, что слабохарактерны или глупы. На решение задачи мозг расходует много энергии, а все рефлексы организма направлены на то, чтобы ее сохранять. Готовые ответы экономят ресурсы.

Мы на автомате водим машину, наливаем кофе, закрываем квартиру, выбираем одни и те же бренды. Если бы мы обдумывали каждое действие, уставали бы быстрее. Но для выхода из нестандартной ситуации придется сражаться с ленивым мозгом.

Стандартные ответы не продвинут вперед. Мир постоянно развивается, и мы ждем новинок.

Марк Цукерберг не создал бы Facebook, если бы был уверен, что форумов людям достаточно для общения.

Приготовить шоколад в форме яйца или налить молоко в пакет вместо бутылки – значит сломать стереотипы у себя в голове. Именно это умение комбинировать несовместимое помогает придумывать новые, более удобные и полезные вещи.

Коллективный креатив

По исследованиям Северо-Западного университета США, за последние 50 лет уровень открытий, совершенных группами ученых, увеличился на 95%.

Причина – усложнение процессов и увеличение объема информации. Если изобретатели первого самолета братья Уилбур (Wilbur Wright) и Орвилл Райт (Orville Wright) собирали летающий аппарат вдвоем, сегодня только для одного двигателя Боинга нужны сотни рабочих. Если раньше бизнес состоял из одной-двух торговых лавок, сегодня компании владеют точками по всему миру.

Когда люди высказывают идеи, нельзя критиковать, высмеивать и запугивать властью

Метод мозгового штурма

В книге «Управляемое воображение» Алекс Осборн (Alex Osbourne) описал метод мозгового штурма .

Во время Второй мировой войны Алекс Осборн служил офицером на корабле, перевозившем военные грузы в Европу. Корабли были беззащитны перед торпедными атаками противника. В один из рейсов Алекс предложил морякам высказать самые безумные идеи, как уберечь судно от торпед.

Один из матросов пошутил, что все моряки должны встать по борту и дуть на торпеду, чтобы сбить ее с курса. Благодаря этой фантастической идее по бокам судна установили подводные вентиляторы. При приближении торпеды они создавали мощную струю, которая «отдувала» опасность в сторону.

Мы наверняка слышали о мозговом штурме, возможно, даже применяли. Но точно забывали о главном правиле мозгового штурма: когда люди высказывают идеи, нельзя критиковать, высмеивать и запугивать властью. Если бы матросы боялись офицера, никто бы не стал шутить, – решение так и не нашли бы. Страх мешает творить.

Правильный мозговой штурм проводят в три этапа.

Подготовка: обозначить проблему.

Креатив: запретить критику, собрать как можно больше идей.

Отбор: проанализировать результаты, выбрать 2–3 идеи и применить их.

Мозговой штурм работает, когда в обсуждении участвуют сотрудники разного уровня. Не один руководитель и подчиненные, а несколько руководителей отделов и подчиненные. Страхи выглядеть глупо перед лицом начальства и осуждения от вышестоящего мешают высказывать свежие идеи.

Нельзя говорить, что идея плохая. Нельзя отвергать идею, потому что «это смешно», «так никто не делает» и «как ты собираешься это воплотить». Пользу приносит только конструктивная критика.

В 2003 году Харлан Немет (Charlan Nemeth), профессор психологии из Университета Калифорнии, провела эксперимент.

265 студенток разбили на три группы и предложили решить проблему пробок в Сан-Франциско.

Первая группа работала по системе мозгового штурма – никакой критики на этапе креатива. Второй группе разрешили спорить. Третья группа не получила условий.

Группа, где участники вели дебаты во время обсуждения, высказала на 20% больше идей, чем ее противники. После окончания каждую участницу спросили, не хочет ли она добавить еще пару идей. Члены первой и третьей предложили по 2–3 идеи. Девушки из группы спорщиков назвали по семь идей.

Оценивать идеи друг друга должны не коллеги, а третье, незаинтересованное лицо – тогда мозговой штурм сработает

Критика-спор помогает увидеть недостатки идеи и найти зацепки для воплощения новых идей. Мозговой штурм не работает, если в обсуждении допускается субъективная оценка: вам не нравится идея, но нравится человек, который ее высказал. И наоборот. Оценивать идеи друг друга должны не коллеги, а третье, незаинтересованное лицо. Проблема – найти его.

Техника «трех стульев»

Решение придумал Уолт Дисней – он разработал технику «трех стульев» . Великий мультипликатор проводил мозговые штурмы так:

Есть нестандартная задача. Представьте три стула. Один участник мысленно занимает первый стул и становится «мечтателем». Он придумывает самые фантастические методы решения задачи.

Второй садится на стул «реалиста» и описывает, как бы он воплощал идеи «мечтателя» в жизнь. Участник примеряет эту роль независимо от того, как сам относится к идее. Его задача – оценить трудности и возможности.

Последний стул занимает «критик» . Он оценивает предложения «реалиста». Решает, какие ресурсы можно использовать в воплощении. Отсеивает идеи, которые не подходят по условиям, и выбирает оптимальную.

Применение этого метода занимает 15 минут рабочего времени. Главное в любом коллективном методе – выслушать участника группы. Каждая мысль – ступенька на пути к решению задачи.

Рецепт гения

Креативность – законы, а не таланты. Это не умение увидеть таблицу химических элементов во сне. Это конкретные методики, которые помогают расшевелить сознание.

Если вам кажется, что вы не умеете мыслить творчески, значит, ваше воображение спит. Его можно разбудить. Методов, схем и теорий по творческому развитию много. Неважно, какую именно методику вы выберете для себя. Есть общие правила, которые помогут в любом креативном поиске.

Четко формулировать. Правильно заданный вопрос содержит большую часть ответа. Не стоит спрашивать себя: «Что делать?» Представьте результат, который вы хотите получить, и подумайте, какими способами его можно добиться. Зная, что нужно получить в финале, намного проще искать ответ.

Бороться с запретами. Не верьте на слово. Задача не решаема, если вы попробовали и не получилось. Не используйте готовые ответы: они как полуфабрикаты – решат проблему голода, но сделают это с меньшей пользой для здоровья.

Совмещать несовместимое. Выдумывайте что-то новое каждый день: меняйте маршрут до работы, находите общее между вороном и письменным столом, считайте количество красных пальто по дороге к метро. Эти странные задачи тренируют мозг быстрее выходить за рамки привычного и искать подходящие решения.

Уважать коллег. Выслушивайте мнение тех, кто работает над задачей рядом с вами. Даже если их идеи кажутся абсурдными. Они могут стать толчком для ваших открытий и помогут продвинуться в нужном направлении.

Воплощать идею. Нереализованные идеи не стоят ничего. Придумать интересный ход не так сложно, как применить его на практике. Если ход уникален, под него нет ни инструментов, ни исследований. Воплотить его возможно только на свой страх и риск. Творческие решения требуют смелости, но приносят самые желанные плоды.

Подробнее см. на сайте «Большие планы».

Благодаря телевидению человечество постепенно разучивается думать и изобретать новое. А зачем? Когда «око в мир» и развлечет, и само придумает, и само расскажет, и удобно в рот положит. Из-за ненадобности быть творческим данная способность у многих атрофируется. В таком случае, читаем ниже …

Как создавать новые решения (идеи, мысли, решать проблемы …)

1. Изучить обстоятельства с решаемым вопросом

Нужно (1) созерцать все, что относится к теме, в которой нужна свежая идея. А также (2) привлечь свой или чужой опыт. Но прежде …

Проблема каждого – зафильтрованность. Как только что видит человек перед собой – тут же ему на глазки накладывается «цветной фильтр».

«Фильтр» – предвзятость, автоматическая или заученная реакция, стереотипность мышления, …

Свобода от фильтров – помогает смотреть ясно, открыто, объективно.

В общем, аналогия со цветными стеклышками – полная. Не замутненное зрение лучше видит Реальность, чем в ином случае. Хотя розовое стеклышко – приятней все смотрится.

1.1 Созерцать правильно. Как смотреть без фильтров на мир

Так смотрит ребенок . Можете вспомнить то состояние, когда у вас еще не было своего суждения по тому или иному вопросу. Когда еще не делили все на белое / черное, плохо / хорошо …

Так смотрите на новую удивительную вещь . Смотрите до тех пор, пока не начинаете с собой рассуждать, рыться в памяти, придумывая, на что же это должно быть похоже.

Восточная школа медитации учит созерцанию , увы, для прозападных сама идея не понятна. Как это — созерцать? Да, просто – смотри, чувствуй, любуйся, но НЕ ДУМАЙ, НЕ КРИТИКУЙ, НЕ СРАВНИВАЙ… (отключить «я говоруна» и «рассуждалкина»).

1.2. Вспомнить все свое и чужое

К изучению также относится и вспоминание, т.е. предыдущий опыт по данному вопросу. Но обращаться к памяти нужно уже умеючи смотреть без фильтров.

Как вариант, или он же единственный вариант, если тема нова: обратиться к сторонним ресурсам. Задача – обогатиться знаниями.

На данном этапе не нужно насильно выдавливать из себя ноу-хау идею, ответ на свой требуемый вопрос. Об этом чуть ниже …

2. Не ждать «Ага!!!». Расслабиться, взять дистанцию, отвлечься другим

Не ждать прихода новой идеи. Не ждать и не выдавливать ее из себя. Забудьте, отвлекитесь …

По некой приходи природы: человек так устроен, что не может одновременно ожидать и творить. Это как две стороны одной монеты: пока смотришь на орла – решку не видать.

Может быть, по мере наблюдения, собирания новых сведений в один прекрасный момент вспыхнет лампочкой просветления искомая гениальная мысль. Не торопитесь на этом ставить точку и ограничиваться подобным. Возможно лучшая идее за углом …

Как разные у нас темпераменты и способности, так по-разному может прийти идеальный ответ на долгожданный вопрос.

Он может прийти во сне, на следующий день, через месяц, а может и через полчаса…

Не получается дистанцироваться – отвлекитесь на другую тему жизни. Рано или поздно придет новая, действительно, новая оригинальная мысль.

Немного биологии

Как храниться мысль, слово, образ на физиологическом уровне в мозгах? Ответ: в виде синоптических связях. Вот выучили новое слово – образовалась новая синоптическая связь.

Эти связи – некие мозговые клубочки состоящие из синапсов, кирпичиков мозга. Их очень много. Из нескольких «кирпичей» состоит либо слово, либо мысль, либо понятие …

В тоже время — это то, что можно пощупать руками (реальная субстанция, материя, правда очень микроскопическая, и руки, чтоб потрогать их, нужны тоже очень микроскопические).

Как появляется новая мысль? Благодаря новой связи между подобными связями (клубочками, кирпичами).

В сравнение с умной игрушкой. Это, как конструктор Лего: был в руках квадратик и кубик, мы их соединили – бац, появилась новая фигура. Но для этого нужно, чтоб были квадратик и кубик.

В сравнении с электричеством. Это как два контакта. Новая мысль образуется благодаря разряду между ними. Но чтоб такое состоялось: нужно наличия двух проводов (память, знания свои или чужие) и пустить ток, хотя бы на один провод (активировать знания, путем вспоминания или созерцания).

Пошаговый план по создание новой мысли:
  1. Изучить
    1. Созерцать
    2. Вспомнить
    3. Привлечь чужой опыт
  2. Дистанцироваться. Предоставить возможность прийти новой идее.

Не ждать ее, не «выдавливать» ее из себя. Она может прийти в любой момент. Желательно носить с собой стульчик. Ибо когда она придет: своей гениальностью не сбила вас с ног. Шутка)

Признайтесь, иногда вы по-белому завидуете тем, кто придумал какую-нибудь классную идею, о которой узнал весь мир. Мы читаем «Гарри Поттера» и думаем: «Эх, ну почему не я придумал эту историю про мальчика-волшебника из Хогвартса!». Или смотрим ролик, победивший на фестивале «Каннские львы», и думаем: «До чего же это гениальная и простая идея. Почему она не пришла в голову мне?». Идеи витают в воздухе, мы все это знаем. Но как достать из этого самого воздуха идею, которая «выстрелит»?

Эксперт по креативности Майкл Микалко в своей книге «Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно» рассказывает о том, как стать по-настоящему креативным.

Право выбирать

Творческие люди радостны и уверены в себе. Они смотрят на то, что есть и что может быть, а не на то, чего нет. Вместо исключения возможностей творцы допускают все возможности, и реальные, и предполагаемые.

Можете ли вы вообразить Леонардо да Винчи, слишком стесняющегося претендовать на многое из-за отсутствия образования? Альберта Эйнштейна, опасающегося выглядеть глупым из-за того, что клерк из патентного бюро не сумеет представить теорию мироздания? Микеланджело, отказывающегося расписывать потолок Сикстинской капеллы, потому что до этого никогда не рисовал фрески?

Или Винсента ван Гога, жалующегося на невозможность продать свои картины, как на свидетельство отсутствия у него таланта?, - .

Мы выбираем то, что делает нас значимыми или ничтожными. Мы принимаем решение быть креативными или равнодушными. Независимо от того, насколько безразличным к нашим решениям может быть окружающий мир, эти решения должны принимать мы сами.

В конечном счете наша собственная креативность определяется тем, что мы решаем делать или не делать. И когда мы решаем и выбираем, определяется наша судьба.

Квота идей и Томас Эдисон

Установите квоту: в день столько-то новых идей, касающихся вашей работы, например по пять идей в день в течение одной недели. Вы увидите, что труднее всего выдать пять первых, потом они будут приходить в голову сами. Чем больше идей выдвигаете, тем больше шансов на победу. Старайтесь выполнять квоту, даже если идеи, приходящие вам на ум, на первый взгляд будут казаться смехотворными или притянутыми за уши.

Томас Эдисон и его знаменитая лампочка, -

Томас Эдисон запатентовал 1093 изобретения. Он свято верил, что надо упражнять собственный ум и умы своих сотрудников, и считал, что без установленной квоты идей не достиг бы столь многого. Его личная квота равнялась одному маленькому изобретению каждые десять дней и одному крупному - каждые полгода.

Журнал идей

Журнал идей - отличная штука, вот только надо знать, как он работает. Обычно планируют «просто записывать идеи», но это не очень эффективно. Самая главная задача в том, чтобы постоянно обращаться к журналу и отыскивать связи между записанными идеями и насущными проблемами. Вот как это работает.

Представьте - вы жуете резинку, чтобы успокоить нервы, и тут на вас нисходит отличная идея: почему бы не создать резинку для измерения уровня стресса? Вы записываете эту мысль в журнал и время от времени возвращаетесь к сделанной записи. Спустя несколько месяцев где-нибудь читаете, что для здоровья человека очень важен водородный показатель рН. И тут вас осеняет.

А что если придумать такую жевательную резинку, которая будет служить своего рода индикатором и на основе использования рН показывать, здоров человек или нет? Допустим, вы жуете такую резинку три минуты. Если резинка краснеет - вы здоровы; если зеленеет - надо идти домой и ложиться в постель.

Играйте со словами

Можно начать с того, чтобы… изменить слова. Например, менеджер по производству компании OV’Action из Франции столкнулся со следующей задачей: как разработать новый, уникальный продукт питания? Он заменил слово «уникальный» на «удивительный», слово «разработать» - на «преобразовать» и сформулировал задачу по-новому: как преобразовать продукт питания в нечто удивительное?

Он стал размышлять о том, что могло бы удивить его самого. На него произвело бы впечатление, если бы какой-нибудь знакомый предмет принял необычную форму, например самолет в виде коровы, пирамидальные помидоры или квадратная картошка.

Японцы придумали квадратные арбузы, - .

В итоге пришло решение: квадратные яйца. И он «разработал» вареные квадратные яйца с желтком внутри, со сроком хранения 21 день, пригодные для разогревания в микроволновой печи (чем они выгодно отличаются от обычных яиц, которые при этом «взрываются»). Стоит ли говорить о том, что компания OV’Action была уверена, что американцы тотчас же бросятся раскупать новую удивительную еду, как только она появится в продаже.

Метод Леонардо да Винчи

У Леонардо да Винчи способ выработки идей был таков: он закрывал глаза, полностью расслаблялся и испещрял лист бумаги произвольными линиями и каракулями. Затем открывал глаза и отыскивал в нарисованном образы и нюансы, предметы и явления. Многие его изобретения родились из таких зарисовок.

Вот план действий, как вы можете использовать метод Леонардо да Винчи в своей работе:

Запишите задачу на листе и поразмышляйте над ней в течение нескольких минут.

Расслабьтесь. Предоставьте своей интуиции возможность создавать образы, отражающие сложившуюся ситуацию. Вам не нужно знать, как будет выглядеть рисунок, прежде чем вы его нарисуете.

Придайте форму вашей задаче, обозначив ее границы. Они могут быть любых размеров и принимать очертания по вашему желанию.

Упражняйтесь в рисовании бессознательно. Пусть линии и каракули сами диктуют вам, как их рисовать и располагать.

Если результат вас не удовлетворит, возьмите другой лист бумаги и сделайте еще один рисунок, а потом еще - столько, сколько понадобится.

Исследуйте свой рисунок. Запишите первое пришедшее на ум слово относительно каждого образа, каждой закорючки, линии или структуры.

Свяжите все слова воедино, написав краткую заметку. Теперь посмотрите, как написанное соотносится с вашей задачей. Появились ли новые идеи?

Будьте внимательны к вопросам, возникающим в вашем сознании. Например: «Что это?», «Откуда это возникло?» Если почувствуете необходимость найти ответы на конкретные вопросы, значит вы на правильном пути, ведущем к решению проблемы.

И напоследок, помните, что отличные идеи часто витают в воздухе и приходят в голову сразу нескольким людям. О том, как поймать идеи из воздуха и заработать на них, вам расскажет

Если вам нужно сдвинуть свою работу или проект с мертвой точки, разработать новое направление и повысить эффективность, как личную, так и всего производства – сгенерируйте новую концепцию. Если вы хотите кардинально что-то изменить в своей жизни, запланировать что-то масштабное – генерируйте новые идеи. Как? Существует множество способов придумать нечто оригинальное и получить удивительный результат. Мы предлагаем вам подборку самых популярных методов.

1. Мозговой штурм

Эффективность этой техники подтверждена многими. Во время мозгового штурма вам не нужно понимать, достижима ли какая-то цель и решается ли та или иная задача. Изначально гораздо важнее донести ее другим, чтобы вместе обсудить все преимущества и недостатки, возможности и ограничения и т.д.

Во время мозгового штурма сначала записываются абсолютно все идеи, которые приходят в голову, даже бредовые – вы генерируете новое, как мечтатель, у которого безграничное воображение. Затем обдумываете каждую из идей, как исполнитель – не важно, насколько они сложны или просты, главное, чтобы вы прописали все шаги их реализации, поняли все достоинства. Ничего из придуманного не отбрасывается.

Только потом, когда поток идей закончится, вы становитесь уже здравомыслящим исполнителем, который определяет, насколько та или иная мысль подходит для вас или вашей компании. Так отбрасываются самые сложные и неэффективные решения. В результате мозгового штурма, как правило, остается пара мыслей средней сложности, максимально актуальные и эффективные.

2. Карты желаний и майндмэпы

Чтобы запустить процесс перемен, придумать что-то новое, вам нужно представить себе, что вы хотите – создать картину своих желаний или зафиксировать на бумаге в виде т.н. майндмэпа. Картина желаний – это вырезки из журналов и красивые картинки, которые визуализируют ваши желания после исполнения – счастливая семья, трое детей, лабрадор возле машины, стройное тело, накачанные мускулы и т.д.

Майндмэп – это ключевая идея или тема (например, «поиск призвания», «увеличение дохода») по центру листа бумаги с ответвлениями. Это второстепенные идеи или шаги по реализации главной идеи, которые, в свою очередь, тоже могут иметь ответвления.

Например, вы хотите построить дом. В центре листа напишите «дом». Чтобы построить дом, нужно (делайте на листе отдельные ответвления от слова «дом» на каждую подидею) – создать макет, выбрать команду строителей и архитекторов, место и материалы для постройки. Или, может, вы намерены строить самостоятельно? Каждое ответвление расширяется за счет детализации и вы видите весь процесс создания дома.

Все, чего вы хотите, должно быть у вас перед глазами – так вы сможете вносить изменения, что-то добавлять или убирать, поймете, где у вас отсутствует промежуточное звено в реализации. Важный момент – после создания майндмэпа обязательно сделайте первый малюсенький шаг навстречу той цели, которую вы для себя определили.

3. Два в одном

Суть метода в реализации характеристик одного объекта в другом. Для этого берет две идеи/предмета, не связанные прямо между собой, и начинается поиск того, как свойства не ключевого объекта реализовать в ключевом. По этому принципу создавались сумочки для покупок, которые в сложенном виде похожи на ягодку клубники. Здесь в ход пошли такие характеристики как яркость, форма и однозначная привлекательность ягоды для женской аудитории. Или, к примеру, впомните чайные пакетики, которые похожи на принимающих ванну человечков и животных.

Объединять можно разные признаки, и таким образом вы можете найти разные решения конкретной задачи и выбрать оптимальное. С одной стороны – это разминка для мозгов, с другой – вы учитесь видеть скрытое, находить и применять в своей работе не очевидные ассоциации.

4. Препарирование целого

Суть метода в разделении объекта или общей идеи на несколько частей. Все части анализируются по отдельности для выявления одной или нескольких сильных либо неочевидных характеристик. Благодаря этому вы получаете либо новую, более конкретную и яркую идею, либо собираете обнаруженные признаки в новый объект или идею с крутым набором свойств и деталей. Так же можно поступать и при решении одной большой задачи – лучшие решения каждой конкретной мелкой задачки становятся общим путем достижения цели.

5. Продажа песка в пустыне

Задача проста – нужно продать что-то, чего очень много и, по сути, оно никому не нужно. Например, снег зимой, а в пустыне – песок. Несерьезная, на первый взгляд, игра включит ваше воображение и подтолкнет к необычным решениям. Если будете играть в нее часто, то заметите, что находите интересные подходы даже к обычным делам. Возможно, вам сложно будет самому придумать, что продать и кому – подключите друзей, напишите себе 10 вероятных объектов продажи и тренируйтесь, когда угодно.

6. Изобретение велосипеда

Кажется, что все в мире давно уже придумано. Но нет. Потренируйте свои мозги, совершенствуя какую-то одну деталь, часть объекта или идеи. Так, возьмите задачу, которая вас давно мучает, и те решения, которые уже были предложены – и «допилите» одно из них. Возможно, то, что вы когда-то придумали, сегодня вполне сгодится, как для той же проблемы, так и для похожей.

7. «Охота» на идеи

Оперативная память человека не может фиксировать все мимолетные идеи, которые возникают в течение дня. Чтобы ничего не забыть, записывайте интересные мысли и важные детали – на диктофон в телефоне, блокнот или просто на листочках. В конце дня соберите их в одном месте и проанализируйте. Наверняка, что-то очень оригинальное вы сегодня уже подумали.

8. Шесть шляп

Суть этого способа проста: пытаясь придумать нечто впечатляющее, человек по очереди надевает воображаемые шляпы разных цветов. Этим процесс мышления разделяется на шесть режимов. Можно самому примерять шляпы, можно распределить воображаемые головные уборы между участниками дискуссии.

Так, белая шляпа означает анализ всех фактов и цифр по тому или иному вопросу, также проверяется, хватает ли информации для генерации того или иного решения. Черная – поиск негативных характеристик обсуждаемого вопроса, желтая – анализ положительных черт, зеленая – генерация новых идей, модификация уже существующей идеи, красная – появление яркой эмоциональной окраски, высказывание эмоций, связанных с темой обсуждения. А синяя, последняя шляпа, надевается для подведения итогов на каждом этапе и резюмирования всей работы. Такая механика позволяет быстро организовать процесс генерации новой идеи, получить самые разные объективные результаты и внести игровой момент в анализ.

Я заметил, что самым распространенным вопросом, который я получал на свою почту был - «как Вы придумываете новые интересные идеи каждую неделю?». Поэтому я решил попробовать ответить здесь на этот вопрос.

Этот пост поведает о процессе поиска мной идей для моих игр, но я думаю, что это можно применить также практически к любой творческой работе.

Используйте ограничения

Когда вы знаете что хотите что-либо создать следующим шагом будет решить что конкретно создавать. Однако, существует так много возможностей и так много вариантов выбора сделать это, что трудно подобрать конкретную идею. Из-за этого многие люди изменяют свои решения снова и снова и заканчивают в итоге ничем.

Одним из мощных инструментов для обхода этой ловушки является использование ограничений. С ограничениями вы искусственно избавляетесь от многих идей и наличие меньших возможностей означает, что выбрать идею проще. Поэтому вместо фокусирования на вашей идее попробуйте подобрать ограничения, которые сочтёте интересными.

Вот ограничения, которые я до сих пор использовал, чтобы сделать 12 игр:

  • Каждая игра должна быть сделана за примерно 7 дней
  • Каждая игра использует ретро графику, которую я создаю сам
  • Каждая игра будет следовать теме, которую я определю заранее (например: игра-платформер)

Люди могут подумать, что наличие этих ограничений делает мою работу тяжелее, но на самом деле всё наоборот.

Начните прямо сейчас

В этот момент вы должны иметь смутное представление о том, что вы хотите сделать, но ничего конкретного. Должны ли вы таким образом начать мозговой штурм для того чтобы отыскать превосходную идею? Ну, тут есть одна проблема: вы возможно так и не найдете совершенную идею.

Вместо мозгового штурма начните реализовывать вашу голую идею прямо сейчас. Сделайте что-то действительно простое или вдохновитесь чем-то подобным. Во всяком случае, так как вы не знаете точно, что вы создаете, это, вероятно, закончиться чем-то неважным. И это нормально, вы побеспокоитесь о том, чтобы сделать вашу идею интересной позже.

Для моей игры-платформера, я быстро начал кодирование самых основных элементов игры:

Не было вовлечено никаких оригинальных идей. Игра была довольно плоха, но я имел кое-что, с чем можно было бы поиграть.

Выполняйте итерации

Теперь, когда у вас есть законченный голый прототип настало время его улучшить. Эта часть может оказаться наиболее трудной и долгой в процессе создания, но она также и наиболее интересна.

Вот как это работает: есть небольшая идея, реализуйте ее, протестируйте, улучшите и повторите снова. Некоторые идеи окажутся плохими, некоторые будут нуждаться в большом количестве тонких настроек, а другие окажутся великолепными. Просто продолжайте выполнять итерации с новыми идеями до тех пор пока не будете иметь то что вам понравится.

Я постараюсь показать вам этот процесс на одной моей идее, что я имел для своей игры-платформера:

  • Добавление монет в игры придаёт интерес, поэтому я закодировал монеты
  • Выглядело симпатично, но было неправильным, потому что монеты нигде не использовались
  • Чтобы исправить это я изменил правила игры: чтобы закончить уровень вы должны собрать все монеты
  • Стало гораздо лучше, но теперь я должен был переделать некоторые из уровней, чтобы учесть это изменение

Всего лишь небольшая идея, как «добавление монет», закончилась полным изменением всей моей игры. Если хотите, можете поиграть в мой платформер .

Заключение

Резюме: используйте ограничения, начинайте прямо сейчас и выполняйте итерации.

С такой системой поиск идей это фактически не так уж трудно. Для этого всё еще необходимо работать и применять фантазию, но в конце концов вы будете иметь идеи и, что еще важнее, у вас будет нечто, что вам нравится.

Статьи по теме