Экология для начальной школы или баба яга и цивили. Сценарий сказки О. Пройслера «Маленькая баба Яга» (старшая группа) Сценарий экологической программы с бабой ягой
Экология
Действующие лица:
Баба Яга
Мальчик (он же Леший)
Леший
Выход Бабы Яги
Яга танцует и поёт песню:
- Никакая не карга –
Современная Яга.
Присмотрись, увидишь ты
Королеву красоты,
Королеву красоты.
На рассвете я встаю,
Из ручья водицу пью.
Чистым воздухом дышу.
Я в своём лесу.
Остановилась. Достаёт письмо, читает:
- Вот, внучок письмо прислал. В гости пригласил. Помнит бабулю. Пишет, что в городе хорошо: машины разные, дома высокие, заводы с трубами. Вот я и приехала. Только где же он? Внучооок!!! Ау! Я гостинцев привезла. Внучооок!
Смотрит в зал, видит детей, здоровается:
- Ой, ребята! Не заметила вас. Здравствуйте. Какие вы хорошие! Вы случайно не меня тут встречаете? А внучка моего среди вас нет?
Появляется внучок, машет рукой:
- Бабуля Ягуля, я здесь, вот он я.
Яга:
- Внучок! Как вырос! Ишь ты, поди уж больше нашего Лешего стал! Красавец! Иди же скорее к бабушке, да возьми-ка сумку с гостинцами!
Внучок подходит и берёт сумку:
- Спасибо, бабуля. Как я рад, что ты приехала. Так что, идём! Или тебя на такси подвезти?
Яга:
- На такси! А что это такое?
Внук:
- Машина, садишься, а она тебя везёт, куда надо.
Яга:
- Ой, здорово! Никогда не ездила, всё на метле да на ступе летала. Ну, где оно такси?
Внук:
- Сейчас подъедет. Стой тут, я мигом.
Уходит за декорацию, возвращается, слышится звук мотора.
- Вот, бабуля, карета подана, садись.
Яга испугано отпрянула.
- Садись?! На этого дракона? Да ни за что. Он же пыхтит страшнее нашего Змея Горыныча.
Внук:
- Да не бойся. Это обыкновенная железная машина, а пыхтит – мотор.
Яга с ужасом:
- Ааа! Он ещё и железный. Не-не-не, не поеду. Лучше пешком.
Внук вздыхает:
- Хорошо, пешком, так пешком. В магазин по пути зайдём. Продукты купим. Хочу мороженным тебя угостить и тортиком.
Яга:
- Пошли, пошли. Только дай я тебя за руку возьму, а то потеряюсь. Ишь людей сколько много! И Горынычи по дорогам ездят!
Обходят декорацию.
Песня про магазин.
Яга:
- Ой, сколько всего много! Никогда не видела столько еды сразу в одном месте!
Внук:
- Выбирай, бабуля! Клянусь, ты такого ещё не ела!
Широко разводит руки:
- Угощаю.
Яга трогает, нюхает, смотрит, читает:
- Что-то мудрёное написано. Это же не продукты, а сплошная химия!
Внук:
- Бабушка, так у нас всё состоит из химических элементов!
Яга:
- Ааа… Ясненько. До чего наука дошла. А зачем еду по пакетам попрятали? Это сколько же времени надо! И пакетов!!! Чтобы такую махину всю по пакетам разложить!
Внук:
- Бабушка, всё для удобства, и чтобы продукты дольше хранились.
Яга:
- Ух-ты, Лешему расскажу, не поверит. Давай, бери вот это, это, мороженое, шоколадку, торт и ещё… ещё…Всё, кажется больше не помещается. Ну что, пошли. Где твой дом?
Внук:
- Здесь, рядом совсем, идём.
Музыка.
Смена декораций, квартира:
Внук:
- Заходи, бабуля, чувствуй себя, как дома. Вот кухня, вот ванная, зал, располагайся.
Яга оглядывается:
- Хорошо у вас. Почти как у Кощея. Только у него всё натуральное.
Эксклюзив. Так где здесь у вас дамская комната?
Внук:
- Проходи бабушка, а кран включается так: налево повернёшь – горячая вода пойдёт, направо повернёшь – холодная, а прямо посередине – в самый раз тёплая.
Яга заходит за декорацию.
Внук накрывает на стол.
Выходит Яга:
- Внучок! Сколько у вас всяких баночек, флаконов, бутылочек! А духи какие большие! Подари бабушке, я душится ими буду.
Внук:
- Бабушка, это не духи, это освежитель воздуха. Если хочешь, я тебе дезодорант дам, вот!
Яга берёт:
- Ах, как пахнет! Надо же, придумали! Пшик и распыляется. А это тоже дезодорант?
Бабушка собирается подушиться.
Внук:
- Стой, это жидкость для стёкол.
Яга ходит от пузырька к пузырьку:
- А это?
Внук:
- Антисептик. Антистатик. Антимоль
- Что? Что? Так быстро я не запомню. Ты помедленней говори.
- Лак для волос. А рядом жидкость для снятия лака.
- Ой, сколько всего, сколько всего! – берёт следующий флакон.
Внук:
- Осторожней! Не трогай. Это дихлафос. От насекомых. А это от комаров.
Яга:
- Да тут целый склад химического завода! Мне бы голову помыть. Я вижу тут шампунь у вас.
Внук:
- Бабушка, это шампунь для машин. А голову моют шампунем для волос, который в ванной комнате. Только может, сначала поешь? А то мороженое таять начнёт.
Яга потирает руки:
- Да, да. Конечно. Я же его лет десять не ела. Соскучилась. Ну, что? Угощай бабушку.
Яга раскрывает упаковки, кладёт на стол, имитирует поедание еды. На столе собирается гора мусора.
Внук:
- Как бабушка, вкусно?
Яга:
- Вкусно. Но не значит, что полезно. Глянь, сколько мусора осталось. Куда его девать? В окно, может, выбросить?
Внук останавливает бабушку, которая собирается мусор выбросить в окно
- Бабушка, мусор выбрасывают в мусорное ведро.
Яга:
- Это же надо, сколько мусора от одного обеда. Если все люди так обедать будут, то сколько мусора после них останется. Куда же его потом девать?
Внук:
- Бабушка, мусор потом вывозят на свалку. Только зачем нам портить аппетит всякими разговорами? Какая разница, куда девают мусор. Пойдём лучше, я город тебе покажу!
Яга пожимает плечами:
- Город, так город. Пошли.
Музыкальный проигрыш, звуки города
Яга:
- Какой большой город! А дома-то дома! Они же выше деревьев в лесу.
Внук:
- Ещё бы! Конечно выше. Смотри, сколько этажей!
Яга:
- Великаны! Только деревьев что-то в городе мало.
Внук:
- Бабуля, а зачем городу деревья? В городе – дома.
Яга:
-ААА… Поняла, в лесу – деревья, в городе – дома.
Внук:
- И заводы! Смотри, какие трубы! Заводы работают, а трубы пыхтят. Пых-пых-пых…
Яга с восхищением:
- Надо бы Змею Горынычу это показать, чтоб он не хвастался. Ну-ка, сфотографируй меня!
Внук:
- Это ещё присказка, не сказка. Хочешь, я тебе наш аэропорт покажу. Там самолёты большие летают. И гудят. Ууууу! Такого механизма у Горыныча точно нет.
Яга хлопает в ладоши:
- Хочу. Пошли.
Внук:
- Это далеко. Поедем на автобусе.
Яга боязливо:
- А это не опасно?
Внук рассмеялся:
- Бабушка, что ты, как триста лет назад, автобус – это удобно. Ты только веди себя хорошо, как воспитанная бабуля, и от меня ни на шаг. Ясно?
Яга:
-Ясно.
Внук:
- Тогда вперёд!
Быстрая музыка, можно «Полёт шмеля» Обходят пару раз декорации под музыку. Затем останавливаются, внук предлагает:
- А теперь пойдём по торговым центрам! Не отставай!
Яга:
- Хорошо, внучок.
Снова обходят пару раз под быструю музыку.
Останавливаются, внучок радостно провозглашает:
- А теперь, в цирк! Алле – оп!
Заходят за декорацию. Музыка цирка. Аплодисменты.
Выходят усталые.
Внучок:
- Как, бабушка, понравилось тебе представление?
Яга:
- Понравилось. Только что-то мне нехорошо, внучок. Громко очень. Голова болит.
Внук:
- Может, в кафе пойдём?
Яга:
- В кафе? Нет, у меня от твоей газировки и всякой еды и так в животе революция. Ой, что-то мне совсем плохо.
Остановилась, за голову, за живот хватается, Яге плохо.
Внук:
- Бабушка, тебе плохо? Тогда нам с тобой нужно скорее в больницу.
Яга машет руками на себя, задыхаясь:
- Лучше к кислородным подушкам. Воздуха мне, дайте воздуха!
Внук:
- Может, тебе скорую помощь вызвать?
Яга:
- Хочешь, чтоб уколы мне кололи?
Внук:
- Что же делать?
Яга жалобно скулит:
- Эх, отравили бабушку! Зачем я только приехала в этот город. Ни нормальной еды, ни чистой воды, ни свежего воздуха.
Внук:
- Бабушка, Ягулечка! Давай на такси домой поедем! У нас дома целая аптечка!
Внучок заходит за декорацию со словами:
- Такси, такси!
Яга сокрушается:
- Эх, нет сил, нет сил. Как вы тут живёте в энтом городе? Вернусь ка я лучше к себе в избушку. У меня там травки лечебные, водица живая, и Леший поможет.
Хлопает в ладоши, колдует:
- Эй, метёлка моя, лети ко мне, явись передо мной, как лист перед травой.
Внук из-за декорации подаёт метёлку.
Яга:
- Всё, улетаю. Лучше ты, внучок, на каникулах ко мне приезжай да письма пиши почаще.
Песня Яги
Я бабуля, хоть куда,
Но такого никогда
Не припомню, боже мой,
Отравилась я едой.
Отравилась я едой.
Задохнулась, просто жуть.
В кране не вода, а муть.
Мне не нужен ваш прогресс,
Возвращаюсь в лес.
Смена декораций. Лес.
Яга:
- Эх-эх-эх… Зачем я только в город ездила? Сидела бы в своём лесу, кота своего учёного гладила. Отравили. Отравили бабушку! Я же к воздуху чистому привыкла, к водице ключевой.
Яга проходит по сцене и останавливается:
- А как же мой внучок живёт в городе? Нужно его к себе забрать, пусть богатырь растёт. Только он ведь не захочет, ему же машины нужны, компьютеры, цивилизация. Думай, Баба Яга, думай.
Яга почесала затылок.
- Эй, Леший! Ты где? Иди сюда. Плохо мне.
Музыкальный проигрыш. Выход Лешего
- Звала? Быстро что-то ты вернулась.
Яга охает и держится за голову:
- Ох, отравилась я в городе. Заболела. Подай мне чашку с водой живой да не перепутай! Эту, эту.
Леший подаёт. Яга пьёт и выздоравливает.
- Спасибо. Полегчало.
Леший
- Ну, рассказывай, что стряслось.
Яга:
- Представляешь, в городе, машины, заводы, еда в пакетиках, у них всё в пакетиках и в баночках химия разная. Воду отравили. Воздух загрязнили. От людей столько мусора, столько мусора!!!
Леший:
- Да не тараторь ты так. Успокойся. Пусть они в городе живут, как хотят, лишь бы нас не трогали.
Яга возмутилась:
- Леший, как ты не понимаешь, люди же природу губят. Сегодня они там, а завтра, глядишь, леса все повырубят, и везде вместо деревьев дома расти будут. Что тогда?
Леший задумался:
- Да уж. Непорядок. Как без леса?
Яга:
- Вот и я думаю, ведь Земля – наш общий дом, а люди её не берегут. Знал бы ты, какой воздух в городе?! А вода?! Так там же внучок мой живёт! Какой из него богатырь вырастет?
Леший:
- Слушай, Яга, твоя метёлка при тебе?
Яга:
- Да… а зачем она тебе - моя метёлка? Что ты ещё такого задумал, голова дубовая?
Леший:
- Ничего не задумал. Просто, ты такое тут порассказала. А я – то и не знаю даже, что в мире творится, мне бы хоть глазком поглядеть, как там люди живут? Давай мы с тобой в город слетаем, а? Ягуля, быстрёхонько, с высоты то лучше видно.
Яга:
- Ну, если только одним глазком, да назад поскорее, то садись, держись крепче, полетели!
Музыка «Полёт шмеля», Леший и Яга делают круг вокруг декорации и останавливаются.
Леший держится за сердце:
- Ой, Яга, что же люди с природой делают?
Яга:
- Убедился теперь?
Леший:
- Я видел горы, но никогда ещё не видел горы мусора! Если так будет продолжаться дальше, то через несколько лет страшно подумать, во что люди могут превратить Землю?!
Яга сосредоточенно думает:
- Нужно что-то делать. Нужно придумать, как спасти Землю.
Леший:
- И что мы с тобой можем тут сделать? В нашем лесу? Одни?
Яга:
- Что же делать? Что же делать?
Леший вздыхает.
-Эх, природу жалко.
Яга придумала:
- Знаю! Ты сейчас сядешь на поезд и поедешь в город к моему внуку. Скажешь ему, что я очень сильно заболела и прошу его срочно приехать.
Леший:
- А вдруг он не захочет ехать?
Яга:
- Просто так, может, и не захочет. А к больной бабушке приедет! Так и передай, что я очень и очень больна. Ясно? Вот и ступай.
Леший уходит.
Яга заговорчески:
- А я пока придумаю план действий. Ведь Землю-то спасать надо!
Песня Яги:
- Никакая ни карга,
Современная Яга.
Утром рано я встаю,
Из ручья водицу пью,
И природу я люблю.
Ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля…
Останавливается. Притворяется больной. Садится на стул.
Появляется внук:
- Здравствуй, бабушка, что случилось? Ты больна?
Яга:
- Да, я очень больна.
Внук:
- Что? Что у тебя болит?
Яга вздыхает и охает:
- Всё болит, и если ты не выполнишь мою просьбу, то будет совсем плохо.
Внук:
- Говори, бабушка, я для тебя всё сделаю.
Яга встаёт:
- Понимаешь, внучок. Я живу на Земле очень давно. Но такого ещё не видывала. Люди не берегут Землю. А ведь Земля наш дом! Как мы будем жить потом? Вот поэтому мне плохо.
Опять садится.
Внук:
- Бабушка, тебе поэтому так плохо?
Яга слёзно:
- Да, внучок. И я прошу тебя, чтобы ты хорошо учился, стал учёным и помог спасти наш дом, нашу планету.
Внук:
- Бабушка, неужели всё так серьёзно?
Яга снова встаёт, говорит и жестикулирует:- Эх, разве бы я стала тебя беспокоить, внучок? Сам подумай. Люди неразумным использованием природных ресурсов отравляют воздух, воду, почву. А ведь прогресс можно поставить на службу человечеству так, чтобы он не вредил природе!
Внук удивлённо:
- Бабушка, ты знаешь такие слова?! Какая ты умная!
Яга продолжает:
- Ты слушай-слушай бабушку! Запоминай. И людям всем расскажи. Для начала не нужно устраивать свалки!!! И мусор весь сортировать: пластик отдельно, бумагу отдельно, стекло отдельно, - а затем из отходов делать что-нибудь полезное.
Внук:
- Да, это хорошая идея.
Яга:
- Потом надо придумать машины, которые ездили бы на экологическом топливе или на солнечных батареях. Которые не отравляли бы воздух газами.
Внук:
- Да, это было бы здорово!
Яга:
- И ещё надо прекратить вырубку леса! Лучше растить новые деревья, чем новые дома. Ведь лес даёт нам кислород. А заводы должны из труб выпускать чистый пар, а не смог. Тогда воздух на Земле будет чистый.
Внук:
- Правильно говоришь.
Яга:
- А чтобы совсем не отравить всю в мире воду, надо перестать её загрязнять всякими химическими средствами. Ясно?
Внук вздыхает:
- Ясно, бабушка.
Яга:
- Вот и молодец, так и скажи людям: надо беречь природу. Иначе нам всем скоро негде будет жить, и нечего будет есть, и пить. Нельзя, нельзя так варварски относиться к природе, ведь она живая, она кормилица наша, наша мать.
Внук:
- Бабушка, не переживай, я всё понял.
Яга:
- Как хорошо, мне прям сразу полегчало. А раз ты, внучок, понял меня, то езжай поскорей в свой город и передай людям всё, что я тебе сказала.
Внук:
- Хорошо, бабушка, я всё передам, что ты сказала.
Яга:
- А может, ты ко мне в лес жить переедешь? Вместе веселее.
Внук:
- Нет, бабушка, поеду ка я лучше в город, учиться буду хорошо и заботиться о природе. До встречи, бабушка!
Уходит. Яга вслед машет рукой:
- Приезжай на каникулах, и письма писать не забывай.
Музыка, пение птиц.
Яга выходит на середину сцены.
- Как хорошо всё-таки в лесу! Птицы поют. Воздух свежий. Вода в ручье чистая. Какая она красивая – наша Земля. Только посмотрите вокруг! Так давайте её беречь. Потому что наша Земля – наш дом.
Заключительная песня про Землю.
Зимний праздник в ДОУ. Средняя-старшая группа
Автор Саясова Валентина Впалерьевна, воспитатель Красноборского детского сада, Шатковского района, Нижегородской области.Описание материала. Материал будет интересен воспитателям средних и старших групп, а так же воспитателям групп продлённого дня и физинструкторам детских садов.
Интеграция образовательных областей: "Познание", "Социально-коммуникативная", "Речевая", "Физическая"
Вид деятельности: познавательный
Возрастная группа: средняя группа
Тема: "Зима"
Цель . Развивать познавательный интерес к окружающему миру и спортивным играм.
Задачи:
Образовательные : закреплять экологические знания, связанные с жизнедеятельностью животного мира в зимний период и свойствами снега, воды, льда; развивать интерес к окружающему миру, обогащать игровой опыт детей, актуализировать знания детей по теме «Зима». Формировать желание наблюдать за живой и неживой природой.
Развивающие : развивать крупную моторику рук и ног, координацию движений, ловкость, быстроту, логическое мышление, связную речь,
Речевые : обогащать и активизировать словарный запас детей по теме "Жизнь животных зимой","Новый год", "Свойства снега, воды и льда", учить отвечать на вопросы воспитателя.
Воспитательные : воспитывать терпение,дружеские отношения, желание принимать участие в подвижных играх, заботливое отношение к миру растений и животных.
Предварительная работа: проведение НОД по ознакомлению с окружающим миром "Ознакомление с природой" первое полугодие (программа "От рождения до школы").
Средства реализации : кегли, мячи малые гимнастические палки, сосульки бумажные, снежки тканные- по количеству детей, ложки деревянные, ёлочки, стульчик, кормушки, воздушные шары или мячи средние, верёвки – по 2 штуки, тазик со снегом, тазик с водой, тазик со льдом, запись голосов зимующих птиц, гостинцы от Бабы Яги.
Ход мероприятия.
Спортивно-экологический зимний праздник с Бабой Ягой
(для детей средней или старшей групп)
Воспитатель приветствует
детей в зале (группе) и предлагает им вспомнить какое сейчас время года, какой праздник недавно отмечали.
После ответа детей звучит музыка (из мультика «Летучий корабль» - музыка Бабок Ёжек).
В зал влетает Баба Яга:
Всем привет, здравствуйте!
Воспитатель. Баба Яга, каким ветром тебя сюда занесло?
Баба Яга : Да не пугайтесь вы. (Обращается к детям) Я что прилетела-то: Новый год встретили? (Да) Повеселились с Дедом Морозом? (Да). А мне-то в лесу скучно, одиноко. Хочу чтобы вы тоже со мной повеселились! Согласны? (Да)
Воспитатель. Баба Яга, а ты нас не обманешь?
Баба Яга . Нет, я конечно сегодня добрая, но ведь я же Баба Яга, а мне без пакостей никак нельзя, не положено то есть. Так что внимательными будьте, смышлёнее. А кто оробеет или не поспеет- того съем! Да шучу я- не сразу съем, потом…
Воспитатель. Ну, что начнём?
Баба Яга . Только вы сначала, ребята, мою загадку отгадайте:
Без неё никуда я не могу
Для полёта нужна и в быту.
Дети . Метла.
Баба Яга . Верно! Н а две команды делитесь, да на мётлы садитесь.
1.Детям раздаются гимнастические палки, они садятся на них верхом и по очереди, каждый игрок от команды оббегает впереди стоящие ёлочки. Чья команда быстрее, тот и выиграл
Баба Яга. Молодцы! А из чего делают метлу?
Дети . Из веток деревьев (берёзы, например)
Баба Яга. Вот бы срубить все деревья, да наделать метёлок побольше! Вот полетаем! Да?!
Воспитатель . Да ты что, Баба Яга! Разве можно так с деревьями поступать, ребята?
Баба Яга. Это почему же нельзя?
Дети . Нет. Нельзя вырубать все деревья.(дети рассуждают: они нам воздух чистым делают; а где животные будут жить, птички? И тд.)
Баба Яга . (чешет затылок). Ну, ладно! Птички мне нужны, дышать я пока тоже хочу… Не будем все деревья рубить и вам не советую.
Давайте дальше загадки отгадывать :
Мы из снега их слепили (замахивается)
В Дед Мороза угодили (хихикает)
Дети. Снежки!
Баба Яга . Правильно! А я ещё их кушать люблю. Снежки такие вкусные, холодненькие, полезные…
Воспитатель . Баба Яга, ну ты даёшь! Неужели ты не знаешь, как это опасно- есть снег?! Помогите, ребята, научите Бабу Ягу уму разуму.
Дети рассказывают о том, что снег есть нельзя (он грязный, можно простудиться).
Баба Яга. Ой, не буду больше снег есть! Зато я знаю, что с ним нужно делать.
В снежки играть! Только не знаю, получится ли у меня сегодня снежки слепить или нет?
Воспитатель. Ребята, в какую погоду снег можно в снежки скатать?
Ответы детей (в тёплую зимнюю погоду, когда снег подтаивает)
Баба Яга . Вот спасибо. А у меня вот волшебные снежки есть, они всегда получаются. Поиграем?
2.Командам раздаются снежки и кто больше собьёт кеглей, та команда и выиграла.
Баба Яга. Здорово покидали, пусть и не все попали! А теперь опять моя загадка:
Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт-
Заплачет она и умрёт.
Дети. Сосулька!
Баба Яга . Вы ведь все любите сосульки кушать?
Дети. Нет.
Воспитатель . Баба Яга. Опять ты наших детей с толку сбиваешь, лёд есть заставляешь.
Баба Яга . Вот ещё! Просто я иногда слышу, как дети кричат «Мама сосульки хочу! Они такие вкусные!»
Воспитател ь. Дети, расскажите бабули, какие вы сосульки у мам спрашиваете.
Дети . Сладкие, которые в магазине продаются.
Баба Яга . А эти откуда же берутся?
Воспитател ь. Сейчас, Баба Яга, мы тебе всё покажем и расскажем.
Воспитатель ставит на стол три тары: со снегом, с водой и со льдом. Все встают вокруг стола и дети рассказывают, как снег превращается в лёд (можно использовать электронную доску)
Баба Яга. Как хорошо вы всё знаете! А вот сможете ли вы мои сосульки развесить?
Воспитатель . Мы постараемся правда, ребята?! (Да)
3.Каждый игрок команды по очереди добегает до стульчика, где лежат сосульки, берёт по одной и вешает на верёвочку. Чья команда быстрее развесит, та и выиграет.
Баба Яга. Опять справились! А вот эту загадку сможете отгадать?
Мягкий, бурый, грозный зверь
Ты не тронь его, поверь
Он не глупый шалунишка
Этот зверь, конечно…
Дети. Мишка. Медведь.
Баба Яга . Медведь, конечно! Только вот я не пойму: хожу по зимнему лесу, над лесом летаю, а медведя нигде не наблюдаю. Вымерли что ли они все, как мамонты?
Воспитатель . Баба Яга, что за ерунда! Ребята, почему в лесу зимой медведя не видно?
Ответы детей (он зимой спит в берлоге, ждёт весну и тд.)
Воспитатель. Баба Яга, а теперь ты в нашу игру поиграй «Мишка косолапый»
4.Ребёнок зажимает между ног воздушный шар или средний мяч и переваливаясь, как медведь доходит до ориентира, обходит его и возвращается к команде, передаёт шар следующему игроку команды. Чья команда быстрее всё сделает, та и победила.
Баба Яга . Ну, ладно, спит медведь, пущай его спит и ничего не слышит. А я вот иду сегодня по зимнему лесу, а птички поют и соловьи, и скворцы, и зяблики...
Воспитатель . Подожди-ка, Баба Яга, хватит сказки нам рассказывать! Дети, чего нам бабуля приверает. Какую она нам неправду сказала?
Дети . Этих птиц нет зимой, они улетели в тёплые края.
Баба Яга . Безобразники эти птицы. И как же они после этого называются?
Воспитатель . И никакие они не безобразники, бабушка. А называются они…
Дети. Перелётные птицы (дети объясняют, почему улетают птицы в тёплые края).
Баба Яга. Чё! Все что ли улетели? Но ведь я кого-то слыхала, вот я даже их голоса записала (достаёт телефон и как будто его включает, дети отгадывают чириканье воробья, свист синиц и карканье вороны)
Слышно как Баба Яга всхлипывает.
Воспитатель . Бабуля, ты чего?
Баба Яга . Птичку жалко! Мороз-то как по лесу да по городам пройдёт, холода напустит, голодом пташек заморит.
Воспитатель. Баба Яга, а ведь не только Дед Мороз волшебством обладает. Наши ребята тоже могут быть добрыми волшебниками!
Баба Яга . Это как?
Воспитатель . Дети, как мы зимой птичек выручаем, как мы им помогаем зиму прозимовать?
Ответы детей про кормушки, корм.
Баба Яга . Вот за это я вас уважаю, молодцы! (пожимает детям руки, а потом раздаёт им деревянные ложки и предлагает новую игру)
5.Дети в командах по очереди переносят в ложках мячи малые (корм) в кормушки на другом конце зала. Чья команды быстрее заполнит кормушку.
Баба Яга всех благодарит . Вот спасибо за всё! Позабавили старушку! Видно никого из вас сегодня не съем, или (потирая руки) съесть кого?!
Воспитатель. Нет уж, Баба Яга. Мы с тобой играли, загадки все твои отгадали, уму разуму тебя научили. Пора и честь знать.
Баба Яга . Ладно, ладно, улетаю. Только вы, мои друзья, не забывайте про меня. На праздники к себе зовите. А то совсем одичаю в лесу (достаёт подарочки для детей). А вам вот, гостинцы от себя несу. Не только Деду Морозу подарки разносить, я тоже много чего могу…
Баба Яга прощается с детьми и улетает.
Воспитатель. А мы, ребята, сейчас гостинцами угостимся, да гулять пойдёт. Только всё чему мы Бабу Ягу научили, сами соблюдать не забывайте: снег и сосульки ледяные в рот не берём, деревья не ломаем, а птичкам зимой помогаем (захватить корм для птиц- пшеницу).
Действующие лица: Баба Яга, ведущий.
Оборудование: оформление сцены (лес, домик Бабы Яги); костюмы.
Подготовка: концертные номера вокального, хореографического ансамблей; номер ансамбля балалаечников.
Проходи, честной народ!
В гости музыка зовет!
Начинаем мы программу
Для гостей, друзей, для всех!
Начинаем панораму
Удивительных потех!
Гости! Велено до вас
Довести в сей час указ,
Заготовленный самой
Нашей Бабою Ягой.
Ведущий зачитывает указ.
Дорогие друзья!
Жду сегодня в гости всех.
Тех, кто любит звонкий смех.
Буду ждать вас на опушке,
Там, где квакают лягушки.
День рожденья у меня,
Приходите все, друзья!
Будем петь и танцевать,
Бегать, прыгать и играть!
До встречи. Баба Яга.
Открывается занавес. По сцене ходит задумчивая Баба Яга.
Ведущий. Здравствуй, Баба Яга!
Баба Яга. Кому баба, а кому и бабушка!
Ведущий. Здравствуй, бабушка. С днём рожденья тебя!
Баба Яга.
Ой! Да как же я забыла?!
Мне ж сегодня – тыща лет!
Двести – было, триста – было,
Значит, нонче – тыща лет!
Будет! Будет седни праздник:
Бабе Ежке – тыща лет!
Я вас в гости приглашаю,
Всех! На праздничный обед!
Эх, давно я не водила
Хороводов на лугу,
Сарафанец новый сшила,
Щас надену, побегу!
Пусть летят года, как птицы,
Пусть уходит в небо дым,
Кто умеет веселиться, –
Остается молодым!
Как я!
Ведущий. Мы, Баба Яга, не только в гости пришли, но и подарки приготовили.
Ученик читает стихотворение.
Нет настроенья у Бабы Яги:
Встала не с той, вероятно, ноги.
Смотрит на Лешего как на врага
Страшно сердитая Баба Яга.
Леший бы мог разозлиться в ответ –
Он же нарвал незабудок букет.
Злая колдунья оттаяла сразу,
Даже цветочки поставила в вазу.
Баба Яга. Ох, спасибо, мои золотенькие. Сяду я на пень, посижу, да совет один скажу:
Раз, два, три, четыре!
Разбросай по всей квартире
Погремушки, колотушки
И катушки, и вертушки,
Барабаны, молоточки,
Тапки, шапки и платочки!
Раз, два, три, четыре, пять –
И не вздумай убирать!
Мама будет очень рада.
А не веришь – и не надо!
Ведущий. Ладно, хватит нам болтать. Время подарки-поздравленья принимать.
Баба Яга.
Сяду рядышком на лавку.
Вместе с вами посижу.
Загадаю вам загадки,
Кто смышленей погляжу.
Загадки.
Дарья с Марьей видятся, да не сходятся. (Пол и потолок)
Полна коробушка, золотых воробушков. (Угли в печке)
Новая посудина, а вся в дырах. (Корзина)
Черный конь скачет в огонь. (Кочерга)
Два брюшка, четыре ушка. (Подушка)
Утка в море, а хвост на заборе. (Ковш)
Всем, кто придет
Всем, кто уйдет руку подает. (Дверная ручка)
Летом спит, зимой ест,
Тело тепло, а крови нет. (Печка)
Три братца пошли купаться.
Два купаются, третий на берегу валяется.
Искупались, вышли, на третьем повисли. (Ведра и
коромысло)
На Руси играют ложки,
На Руси поет рожок,
На Руси живут матрешки,
Погляди на них дружок.
Баба Яга.
Эй, матрешки-хохотушки
Затевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.
Частушки.
Пропоем мы вам частушки
Замечательны таки
Что пойдут плясать старушки
Затанцуют старики.Как запели петухи
Нынче соловьями
Сочиняются стихи
Словно песни сами.
В день рождения Иван
Подарил Яге диван.
Она на нем летает,
А ступа отдыхает.
В старом дереве дупло
Черное-пречерное...
Кто в него шутя заглянет,
Тому будет “темная”.
Не ходите, детки в лес,
Ужас вас охватит…
Там грибы растут стеной,
Но на всех не хватит.
Накануне у Яги
Подгорели пироги.
Потому Яга и встала
Поутру не с той ноги.
Чтоб не мерзли на снегу
Ноги у избушки,
Ей купила на меху
Валенки старушка.
Кавалеры наши модны,
Никуда они не годны.
По метелке в руки дать,
По амбарам крыс гонять.
Мы пропели вам частушки,
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим
Чтоб вы нам похлопали!
Ведущий. Хороши матрешки! А я предлагаю проверить, как ребята знают песни. Попробуйте угадать, о какой песне идет речь.
Игра “Музыкальная шкатулка”.
- Песня о зеленом насаждении, приходящем в гости к людям один раз в году. (В лесу родилась елочка)
- Песня о ленивом мальчике с большой ложкой. (Антошка)
- Песня о безразличии к погодным условиям при наличии рядом надежных людей. (Если с другом вышел в путь)
- Песня о выражении лица, от которого всем становится, теплей. (Улыбка)
- Песня о “белогривых лошадках”, на которых нельзя прокатиться. (Облака)
- Песня большого оптимиста о небольших неприятностях. (Песня Кота Леопольда)
- Песня о путешествии на льдине в поисках мамы. (Песенка Мамонтенка)
Всем известно – где песня льется,
Там легче живется.
Послушайте песню шуточную,
Песню шуточную, прибауточную.
Вокальный ансамбль исполняет песню.
Ведущий. Слушайте внимательно разъяснялки и подумайте, о ком или о чем говориться в тексте.
Игра “Разъяснялки”.
Давным-давно появился на свет этот инструмент. Родился подобно арфе из натянутой струны лука. Только изменялся он по-другому: струны стали натягивать не на раму, а на деревянную доску. Этот инструмент клали на колени и, перебирая струны, пели песни и сказывали былины (гусли).
Вы пришли в оперный театр. Спектакль еще не начался, но в оркестровой яме уже собрались музыканты. Они настраивают свои инструменты, и стоит невообразимый шум. Но вот появляется человек и оркестр затихает. По одному взмаху начинает звучать прекрасная музыка (дирижер).
В любой музыкальной школе есть хор и конечно в нем есть один или два особенно голосистых участника. Обычно им приходится начинать песню, которую потом все дружно подхватывают (запевала).
Перерыв между действиями в спектакле или отделениями концерта (антракт).
Это очень древний и очень распространенный инструмент. Его предок – простая каменная или деревянная колотушка, которой пользовались еще первобытные люди. Однако они заметили, что звук становится более гулким, если бить не по сплошному дереву, а по полому сосуду. И тогда стали на сосуд натягивать звериные шкуры (барабан).
Баба Яга.
Ну-ка танец музыкальный,
Шуточный и удалой,
Встань передо мной
Как лист перед травой!
Хореографический ансамбль исполняет танец.
Баба Яга. А я хочу проверить, хорошо ли ребята знают сказки. Я буду называть произведение, придавая его названию противоположный смысл.
Игра “Сказки-наоборот”.
- “Великан рот” - Карлик нос.
- “Дождливый царь” - Снежная королева.
- “Серебряная курица” - Золотой петушок.
- “Принц журавль” - Царевна лягушка.
- “Царь на бобах” - Принцесса на горошине.
- “Маша пианистка” - Садко-гусляр..
Как у наших у ворот
Собирается народ.
Все-то с ложками,
Да с трещотками
Как у нашего соседа
Весела была беседа:
Гуси в гусли,
Утки в дудки,
Чечетки в трещотки,
Чайки в балалайки.
Играют, играют, всех потешают.
Выступает ансамбль балалаечников.
Ведущий. Все вы знаете пословицы о доме, о гостях, о хозяевах. Я начинаю, а вы продолжайте.
Игра “Продолжи пословицу”.
- Дом без хозяина – сиротинка.
- Дом вести – не рукавом трясти.
- Дом невелик, да лежать не велит.
- Дома – как хочу, в людях – как велят.
- Дома не сидится, а в гости не зовут.
- Дома постоишь, а в людях посидишь.
- От добрых гостей ждут добрых вестей.
- Новых друзей наживай, а старых не теряй.
- В гостях хорошо, а дома лучше.
- Дерево держится корнями, а человек друзьями.
Баба Яга.
Раздайся народ!
Детвора плясать идет.
А я сяду, посижу,
На их танец погляжу!
Хореографический ансамбль исполняет танец.
Баба Яга. Ой, ребята, как же с вами весело и интересно. И все-то вы умеете: и петь, и играть, и даже загадки отгадывать. Хорошо с вами, но дело к вечеру. Пора мне нечисть разную на вечерку собирать. Будет сегодня, что им рассказать, будет, чем похвастаться – вон с какими интересными ребятами познакомилась. Спасибо, что не забыли бабушку. Еще когда-нибудь встретимся. Прощевайте-ка, до свидания!
В сценарии использованы стихотворения Н.Пикулевой, Е.Лаврентьевой, И.Антоновой, И.Андриановой.
Татьяна Гриневич
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение Нижнетуринского городского округа
детский сад "Алёнушка"
Сценарий сказки-драматизации О . Пройслера
«Маленькая Баба-Яга »
(старшая группа )
Составитель :
воспитатель
Гриневич Т. Б. I кв. кат.
г. Нижняя Тура
Цель : воспитывать в детях чувство сопереживания, доброты, отзывчивости, поддерживать интерес к театральной деятельности, развивать творчество.
Задачи :
Образовательные :
Знакомство с немецкой сказкой (расширение кругозора) ;
Обучение приёмам постановки театрализованного представления, работы с текстом сценария , подготовки реквизита, планирования и подготовки к репетиции.
Коррекционно-развивающие :
Развитие способности удерживать произвольное внимание
Развитие навыков коммуникации;
Развитие творческих способностей учащихся;
Развитие способности публично выступить перед аудиторией;
Повышение уровня социальной адаптации детей.
Воспитательные :
Развитие навыков работы в коллективе, умения взаимодействия с окружающими людьми для реализации совместной деятельности;
Развитие нравственной культуры;
Развитие понимания ценности хороших взаимоотношений между людьми, заботы и уважения к окружающим.
Необходимое обеспечение :
Картон, фломастеры, бумага офисная, клей – для изготовления декораций;
Этапы подготовки спектакля :
1. прослушивание сказки , просмотр мультфильма «Маленькая Баба- Яга »
2. обсуждение сказки , её смысла, характера героев, их взаимоотношений
3. переработка и адаптация текста сказки
4. распределение ролей
5. чтение вслух детям сценария педагогом , разъяснение характера ролей
6. подбор костюмов и декораций
7. подбор музыки
8. репетиция сказки
9. изготовление декораций
10. генеральная репетиция с реквизитом.
СЦЕНА 1 .
(Избушка Бабы – Яги. Маленькая Баба – Яга и ворон Абрахас)
Ведущая. Мы Вам покажем сказку , а может и не сказку , а может и не сказку , а может не покажем, а спляшем и споём, тогда увидят люди, тогда увидят мамы, а может быть и папы как круто мы живём.
Отфрид Пройслер . Маленькая Баба Яга .
Жила-была когда-то маленькая Баба -Яга и было ей всего 120 лет. Для настоящей Бабы-Яги это, конечно не возраст, можно сказать , что Баба-Яга была ещё маленькой девочкой .
Жила она в крохотной избушке, одиноко стоящей в лесу. В избушке вместе с Бабой-Ягой жил ещё ворон. Звали его Абрахас. Он умел говорить и знал толк буквально обо всём на свете.
Примерно шесть часов в день Маленькая Баба -Яга училась колдовать.
СЦЕНА 2 .
Абрахас. Ты должна сделать дождь! А ты что делаешь? В первый раз получились белые мыши! Во второй раз - лягушки! В третий раз - шишки! А когда будет дождь?
Маленькая Баба Яга (показывает рукой на тучу) . А ну-ка туча! Пролейся дождём!
(Начинается дождь)
Абрахас. Кислое молоко! Ты сошла с ума! Может быть, наколдуешь манную кашу? Или гвозди?
Маленькая Баба – Яга . Я не могу сосредоточиться! Я злюсь!
Абрахас. На кого?
Маленькая Баба – Яга . Сегодня самый большой праздник! Все Бабки – Ёжки будут танцевать на болоте!
Абрахас. Ну и что?
Маленькая Баба – Яга . А я ещё маленькая ! Меня не пустят!
Абрахас. Ну нельзя, так нельзя…
Маленькая Баба – Яга . Чепуха! Я тоже буду там танцевать! Подкрадусь, никто меня и не заметит! (садится на метлу и улетает) . Абрахас огорчён (качает головой) .
СЦЕНА 3 . (на болоте)
Танец Бабок – Ёжек. (муз. Г. Гладкова «Концерт на болоте» ).
Маленькая – Баба – Яга танцует вместе с ними, сталкивается с Румпумпель.
Маленькая Баба – Яга . Ой! Тётя Румпумпель!
Румпумпель. Никак племянница! Ребёнок! Ребёнок на празднике!
Бабы – Яги. Что такое? Что такое?
Румпумпель. Гляньте – ка! Ты что тут делаешь? Отвечай!
Маленькая Баба – Яга . Сама не знаю! …вот села на метлу и прилетела…
Румпумпель. Разве ты не знаешь, что детям строжайше запрещено быть на празднике?
Маленькая Баба-Яга . Но мне уже 120 лет. Я уже не маленькая !
Травяная Баба – Яга . Вот ты какая! Ладно! Ровно через год мы устроим тебе экзамен. А сейчас надо тебя наказать! Отдавай метлу! Отнимает у Бабы – Яги метлу).
Болотная Баба – Яга . Уходи быстро, пока мы тебя не поколотили! И помни, через год тебе сдавать экзамен!
СЦЕНА 4 (в доме маленькой Бабы – Яги ) .
Маленькая Баба – Яга . Я этой тётке Румпумпель отомщу! Я наколдую ей ослиные уши! И свиной пятачок! И ноги, как у коровы! И бороду! И хвост! Надо только метлу новую купить! (её слова подслушивает Румпумпель) .
СЦЕНА 5 (у хозяйки лавки) .
Хозяйка. Что Вам угодно?
Маленькая Баба – Яга . Есть у Вас мётлы?
Хозяйка. Конечно! Веники, щётки, мётлы! И швабры! Есть ещё и метёлочки для смахивания пыли!
Маленькая Баба – Яга . Нет, спасибо, мне нужно метлу!
Хозяйка. На палке или без палки?
Маленькая Баба – Яга . На палке.
Хозяйка. Такая подойдёт?
Маленькая Баба – Яга . Да.
Хозяйка. Разрешите, я Вам её заверну.
Маленькая Баба – Яга . Нет, не надо.
Хозяйка. Как Вам угодно!
(баба -яга садится на метлу и улетает)
Хозяйка (с завистью) Живут же люди!
СЦЕНА 6 (в избушке бабы-яги)
(стук в дверь, входят дети) .
Маленькая Баба – Яга . Да-да! Добрый день! Чего вам, ребятки?
Девочка. Мы ходили за грибами.
Мальчик. И заблудились.
Маленькая Баба – Яга . А как вас зовут?
Мальчик. Я Томас.
Девочка. А я Врони.
Маленькая Баба – Яга . А я Баба – Яга .
Девочка. Ой! Ты умеешь колдовать?
Маленькая Баба – Яга . Конечно!Хотите увидеть?
Абрахас. Стой! Одумайся! Ты забыла, что сегодня пятница?
Маленькая Баба – Яга . Да никто и не узнает! (колдует)
Мальчик и девочка радуются, хлопают в ладоши.
Маленькая Баба – Яга . Ну всё, хватит. Вам пора домой. Уже темнеет.
Мальчик (заглядывает в корзину) Ого! Тут было так мало грибов! А теперь так много! А пойдём с нами в город! У нас сейчас как раз День Стрелка.
Сцена 7 (на празднике)
(Выход солдат строем)
Старшина . Отделение стой! Раз, два! Объявляю праздник стрелков открытым! (трубит в трубу)
Кто попадёт в мишень с первого раза, тот получит в награду этого бычка!
Стрелки целятся, а Маленькая Баба – Яга колдует , чтобы они промазали)
Маленькая Баба – Яга . (мальчику) А теперь иди ты!
Мальчик. Нет. Я не попаду!
Маленькая Баба – Яга . Попадёшь, попадёшь!
Томас стреляет и попадает (все аплодируют, мальчик забирает приз) .
Румпумпель (выглядывает, грозит кулаком) . Ну ты у меня попляшешь!
(игра «Хвост Бабы –Яги» ).
Сцена 8 (экзамен на болоте)
Румпумпель. Итак, начнём! Посмотрим, чему научилась за год эта маленькая девчонка ! Устрой для меня, настоящую грозу – с ветром, громом и молниями!
Маленькая Баба – Яга . Пожалуйста! (начинается гроза)
Румпумпель. Пускай этот камень засверкает!
Маленькая Баба – Яга . Конечно! (колдует)
Бабы-Яги. (бегут к камню) Ах! Какая красота!
Румпумпель. Но это ещё не всё! Вы послушайте, какие поступки она совершала (читает по книге) . Веселила фокусами заблудившихся детишек! Помогла им найти дорогу домой и выиграть соревнования по стрельбе! Нарисовала своей тёте Румпумпель ослиные уши! Колдовала в пятницу!
Уходи прочь противная девчонка! Никогда ты не будешь настоящей Бабой –Ягой!
Маленькая Баба – Яга . Ах так! (начинает колдовать и у всех Бабок –Ёжек падают мётлы) .
Вот вам! Я забираю вашу силу! (Бабки – Ёжки начинают трястись и кружится на месте) .
Ох и надоели вы мне все! Уходите немедленно! (Бабки-Ёжки кружась убегают за занавес) .
Финал. Дети взявшись за руки идут на поклон зрителям (заключительная песня – игра на муз. Т. Морозова «Бабка – Ёжка выгляни в окошко» ).